В мозге обнаружен центр бескорыстия

Альтруизм — загадка для психологов и биологов-эволюционистов. Почему некоторые люди будут помогать другим даже во вред себе? Новое исследование ученых Калифорнийского университета проливает свет на этот вопрос.

Изучив мозг экстремальных альтруистов — то есть людей, которые пожертвовали почку совершенно незнакомому человеку — исследователи обнаружили конкретный отдел головного мозга, который может играть важную роль в способности людей заботиться друг о друге.

В исследовании приняли участие 19 взрослых людей, которые, находясь в здравом уме и твердой памяти, бесплатно отдали свою почку незнакомцу, и 20 добровольцев — самых обычных людей — для сравнения. Результат показал: экстремальные альтруисты испытывают гораздо более высокую способность к состраданию, что подтверждается высокой активностью в их миндалевидном теле (часть мозга в височной доле, которая обрабатывает эмоции). Более того, магнитно-резонансная томография показала, что правая часть миндалевидного тела у альтруистов оказалась на 8% крупнее, чем у добровольцев.

Интересно, что исследование 2013 года показало: у клинических психопатов правая часть миндалевидного тела имеет меньший размер и пониженную активность, что свидетельствует о меньшей способности испытывать сострадание и жалость. Получается, что правая «миндалина» выступает в роли некоего морального компаса мозга — активного у сострадательных людей и приглушенного у замкнутых на себе психопатов.