Ученые из Калифорнийского университета в Беркли выяснили, что мозг человека способен найти обходной путь для работы, чтобы компенсировать отложения бета-амилоида — деструктивного белка, связанного с болезнью Альцгеймера.

Jagust Lab
ФМРТ-сканирование: в разделе А отмечены зоны, активные при запоминании информации, а в разделе В — после того, как информация усвоена.
Jagust Lab
ФМРТ-сканирование участков мозга с отложениями бета-амилоида.
Alzheimer's Disease Education and Referral Center
Изображение нормального мозга и мозга при болезни Альцгеймера.

Исследование может объяснить, как у некоторых пожилых людей с избытком бета-амилоида в головном мозге тем не менее сохраняются нормальные когнитивные функции, в то время как у других развивается стойкое снижение умственной деятельности — деменция. «Мы обнаружили, что мозг обладает некоторыми адаптивными функциями, которые проявляются в условиях накопления бета-амилоида, чтобы сохранять свои естественные функции», — говорит Уильям Джегуст, профессор института неврологии при Калифорнийском университете.

В исследовании участвовали 22 здоровых молодых человека и 49 пожилых людей, которые не имели никаких признаков слабоумия. Предварительное сканирование мозга показало, что 16 из старших пациентов имели бета-амилоидные отложения. Затем ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы отслеживать активность мозга испытуемых в процессе запоминания различной информации, и после этого протестировали память испытуемых.

«Как правило, группы справились одинаково хорошо, но оказалось, что у людей с бета-амилоидом в головном мозге память была более детальной. Кажется, их мозг нашел способ компенсировать присутствие белка», — удивляется профессор.

Механизм адаптации пока остается неясным, однако ученые уверены, что интеллектуальный труд на протяжении всей жизни является отличным способом защитить себя от потенциальной угрозы бета-амилоида в преклонном возрасте.