Ученые впервые обнаружили организм, вырабатывающий хлорофилл, но явно не использующий его при фотосинтезе, поскольку фотосинтезом он не занимается вообще. Зачем ему столь странное сочетание способностей пока непонятно.
Зачем хлорофилл в темноте? Биологи озадачены
Сергей Сысоев

Речь идет о микроскопическом одноклеточном паразите кораллов, живущем в тканях их несложного пищеварительного тракта. В статье ученых, опубликованной в Nature, говорится, что эта группа организмов обнаружена внутри 80% образцов, 70% родов, среди всех основных групп кораллов. Раньше этого паразита не замечали, что немудрено — речь идет о микроскопическом организме.

Организм (это не животное, не растение и явно не гриб) относится к типу апикомплексов — внутриклеточных паразитов животных и растений. Из его родственников, правда, довольно отдаленных, нам наиболее известны возбуждающие малярию плазмодии.

Самой же большой неожиданностью оказалась способность вновь открытых паразитов вырабатывать хлорофилл и формировать хлоропласты. У растений они используются для фотосинтеза, а для чего они могут быть нужны коралликодам — так пока назвали новую группу организмов ученые — совершенно непонятно. В желудочной полости коралла, как правило, темно.

Секвенирование генома показало, что гены, отвечающие за фотосинтез, у коралликод отсутствуют. Это, очевидно, означает, что эта способность, если она когда-то и была, утрачена очень давно. А хлорофилл в их клетках продолжает вырабатываться, хотя смысл этого процесса совершенно непонятен. Без фотосинтеза это вещество бесполезно и даже немножко ядовито.

«Это просто головная боль», — говорит Уолдан Квонг (Waldan Kwong), научный сотрудник Университета Британской Колумбии и ведущий автор исследования. «Мы не знаем, почему эти организмы держатся за эти гены. Здесь начинается какая-то новая биология, которую мы раньше не видели».