Зачем хлорофилл в темноте? Биологи озадачены

Ученые впервые обнаружили организм, вырабатывающий хлорофилл, но явно не использующий его при фотосинтезе, поскольку фотосинтезом он не занимается вообще. Зачем ему столь странное сочетание способностей пока непонятно.
Зачем хлорофилл в темноте? Биологи озадачены

Речь идет о микроскопическом одноклеточном паразите кораллов, живущем в тканях их несложного пищеварительного тракта. В статье ученых, опубликованной в Nature, говорится, что эта группа организмов обнаружена внутри 80% образцов, 70% родов, среди всех основных групп кораллов. Раньше этого паразита не замечали, что немудрено — речь идет о микроскопическом организме.

Организм (это не животное, не растение и явно не гриб) относится к типу апикомплексов — внутриклеточных паразитов животных и растений. Из его родственников, правда, довольно отдаленных, нам наиболее известны возбуждающие малярию плазмодии.

Самой же большой неожиданностью оказалась способность вновь открытых паразитов вырабатывать хлорофилл и формировать хлоропласты. У растений они используются для фотосинтеза, а для чего они могут быть нужны коралликодам — так пока назвали новую группу организмов ученые — совершенно непонятно. В желудочной полости коралла, как правило, темно.

Секвенирование генома показало, что гены, отвечающие за фотосинтез, у коралликод отсутствуют. Это, очевидно, означает, что эта способность, если она когда-то и была, утрачена очень давно. А хлорофилл в их клетках продолжает вырабатываться, хотя смысл этого процесса совершенно непонятен. Без фотосинтеза это вещество бесполезно и даже немножко ядовито.

«Это просто головная боль», — говорит Уолдан Квонг (Waldan Kwong), научный сотрудник Университета Британской Колумбии и ведущий автор исследования. «Мы не знаем, почему эти организмы держатся за эти гены. Здесь начинается какая-то новая биология, которую мы раньше не видели».