Водяные облака обнаружены за пределами Солнечной системы

Астрономы нашли признаки наличия облаков водяного льда вокруг объекта, находящегося в 7,3 световых годах от Земли. По предварительным данным, водяные облака окутывают субзвезду размером с Юпитер, иначе говоря – коричневого карлика.
Водяные облака обнаружены за пределами Солнечной системы

Коричневый карлик это неудавшаяся звезда, его масса настолько мала, что он не в состоянии долго поддерживать термоядерные реакции, поэтому после своего рождения он относительно быстро угасает и остывает. В данном случае речь идет о коричневом карлике, известном под именем WISE J0855−0714, который считается самым холодным изо всех известных аналогичных субзвезд. Его температура немного ниже, чем точка замерзания воды, то есть этот космический житель холоднее средней температуры Земли, но теплее Юпитера.

Объект WISE J0855−0714 был открыт в 2014 году астрономом из Пенсильванского университета Кэвином Люмэном с помощью снимков, сделанных инфракрасным космическим телескопом WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer — широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь), который сканировал небо в период с 2010 по 2011 годы. Он находится почти в два раза дальше от Земли, чем ближайшая к Солнцу звездная система Альфа Центавра.

Сами же водяные облака были обнаружены профессором Жаклин Фаэрти из Института науки Карнеги в Вашингтоне, которая сразу же после открытия объекта WISE J0855−0714 очень увлеклась его изучением. Жаклин и ее команда вели наблюдения за коричневым карликом с помощью 6,5-метрового оптического телескопа Бааде, одного из двух Магеллановых телескопов в Чили.

В ходе своей работы ученые сделали, а позже путем сопоставления и наложения изучили 151 снимок коричневого карлика, выполненных в ближнем инфракрасном спектре. Наблюдаемые цвета совпали с моделями коричневого карлика, имеющего облака из водяного льда и сульфида натрия. Согласно данным, полученным астрономами, объект WISE J0855−0714 частично, где-то наполовину, покрыт облаками.

Хотя итоги данного исследования являются пока предварительными, по мнению ученых, это уже можно считать первым свидетельством наличия водяных облаков за пределами Солнечной системы. И в случае подтверждения этого предположения, данное открытие станет очень значимым событием в астрономии. Так как даже в нашей Солнечной системе водяные облака можно наблюдать лишь над Землей и Марсом. А планеты-гиганты настолько холодны, что облака из аммиачного льда закрывают собой водяные облака на Юпитере и Сатурне, а атмосферы Урана и Нептуна и вовсе преграждают весь обзор.

Так как объект WISE J0855−0714 очень тусклый для того, чтобы подтвердить открытие, ученым потребуется провести дополнительные исследования, а это станет возможным только после запуска в 2018 году новой космической инфракрасной обсерватории — Космического телескопа имени Джеймса Уэбба.