Классическое объяснение распространенности религии и религиозных ритуалов дает теория мемов. Концепция и сам термин «мем» были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген». По аналогии с генами, это единицы культурной информации, которые, как и гены, способны мутировать (меняться), размножаться, а значит — эволюционировать. Успешные мемы, которые легко передаются и хорошо запоминаются, выживают, а остальные исчезают. Современные антропологи рассматривают религию как культурный мем, который распространяется через общение между людьми. Однако совсем недавно российские ученые Александр Панчин, Александр Тужиков и Юрий Панчин из Института проблем передачи информации (ИППИ) РАН опубликовали в журнале Biology Direct статью «Могут ли микробы вызывать пристрастие к религиозным ритуалам? Мидихлорианы: гипотеза биомемов», в которой выдвинули интересную гипотезу о том, что некоторые религиозные практики представляют собой биомемы, то есть проявления симбиоза между информационными мемами и биологическими организмами (чем-то это напоминает концепцию мидихлорианов из саги «Звездные войны»).