Судьба китайского человека: медицинские эксперименты с людьми

В начале XXI века Китай оказался полигоном для проведения биологических экспериментов, которые не слишком приветствуются, а часто и осуждаются в Америке и Европе. Генетическая модификация эмбрионов человека, испытания перспективных видов противораковой терапии, клонирование животных, выращивание и пересадка органов... Успехи в этих областях можно назвать выдающимися, и пока одни негодуют из-за отказа китайских ученых от общепринятых на Западе этических норм, другие уверены: здесь рождается медицина будущего.
Судьба китайского человека: медицинские эксперименты с людьми

Взрывной рост передовых биологических исследований в Китае связан не только с политикой коммунистической партии, но и с особым мировоззрением местных ученых. Еще в 1993 году – задолго до глобального бума биотехнологий – опрос 255 ведущих генетиков страны принес ошеломительные для западного мира результаты. Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласились с тем, что общественное здоровье и «качество» населения необходимо улучшать с помощью евгеники, поддерживая введение генетической проверки пар перед браком и запрет иметь детей носителям потенциально опасных мутаций.

«Мы сконцентрированы на благе для всего общества, а не отдельного человека, – объяснял автор работы Синь Мао. – Людей на Западе это может шокировать, но опрос всего лишь отражает здравый смысл, укорененный в нашей картине мира». Однако спустя 25 лет это «общественное благо» приняло несколько пугающие формы. В конце 2017 года представители Human Rights Watch сообщили, что власти КНР начали сбор биологических данных всех жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района в возрасте от 12 до 65 лет. У миллионов уйгуров сняли отпечатки пальцев, отсканировали радужки, определили группу крови и резус-фактор, взяли образцы ДНК. По мнению активистов, генотипирование даст новый мощный инструмент контроля над потенциально неспокойным регионом.

Такие действия остаются в русле общей политики китайской компартии, активно ставящей на службу последние достижения науки и технологий. Генеральный секретарь Си Цзиньпин обещает, что к 2050 году Китай станет абсолютным технологическим лидером и построит общество, полностью базирующееся на науке, – как в Синьцзяне и даже лучше. Для достижения этих целей любой вопрос об этичности какого-либо эксперимента легко снимается партийным распоряжением: можно все, что пойдет на благо китайского народа. Американские ученые называют такое положение дел «Диким Востоком», ну а Китай устраивает одну сенсацию за другой.

Эмбриональная гонка

Главное потрясение случилось весной 2015 года, когда биологи из Университета Сунь Ятсена впервые в мире отредактировали гены человеческого эмбриона, использовав технологию CRISPR/Cas, появившуюся всего за три года до этого события. Система CRISPR/Cas является своего рода «иммунитетом» бактерий и защищает их от вирусов. Она состоит из CRISPR-кассеты ДНК, на которую записаны фрагменты геномов всех бактериофагов, когда-либо вторгавшихся в клетку, а также белков Cas, которые разрезают вирусный геном, совпавший с имеющимся образцом. Этот механизм можно использовать для редактирования генома и других организмов.

Команда Хуана Цзюньцзю применила технологию к оплодотворенным яйцеклеткам человека. Их целью была замена гена, связанного с наследственным заболеванием талассемией: его мутантная форма приводит к нарушению синтеза гемоглобина, разрушению эритроцитов и анемии. Из 86 обработанных зигот процедуру пережила 71. Только в 28 из них ферменты произвели точный разрез ДНК, и лишь в четырех клетках здоровая копия гена успешно заменила исходную: уровень ошибок оказался запредельно высок. Тем не менее эта работа наделала шуму на весь мир.

Авторам не удалось опубликовать результаты ни в одном из ведущих научных изданий, пришлось ограничиться журналом «второго эшелона» Protein & Cell. Зато в престижном Science появилось письмо, еще раз призывавшее с осторожностью относиться к генетической модификации человеческих эмбрионов. Материал подписали 18 крупнейших специалистов по геномике и стволовым клеткам, в том числе создатели метода CRISPR/Cas9 Дженнифер Дудна и Мартин Жинек. Но всем стало очевидно: вновь, как и в 1961 году, Запад оказался в роли догоняющего, только уже не в космической, а в биотехнологической гонке.

Модернизация иммунитета

В самом деле, несмотря на противоречивые результаты первого эксперимента и гневные письма, останавливаться китайцы и не подумали. Вскоре последовали второй и третий опыты по модификации человеческих эмбрионов, а осенью 2016 года онкологи из Сычуаньского университета объявили о начале клинических испытаний экспериментального лечения больных немелкоклеточным раком легких с использованием технологии CRISPR/Cas9. Ученые подписали соглашение с добровольцем на самой тяжелой, 4-й стадии рака, а этический комитет одобрил его.

На этот раз модификации подверглись иммунные клетки, Т-лимфоциты. Сами по себе они способны достаточно эффективно бороться с опухолями, особенно на ранних стадиях. Однако постоянное уничтожение «слабых» опухолей создает мощное давление отбора, и самые приспособленные раковые клетки, способные уходить из-под удара иммунитета, могут выживать. Так, опухоль может активировать у лимфоцитов белок PD-1, снижающий интенсивность иммунного ответа. Для противодействия этому механизму китайские медики использовали CRISPR/Cas9, выключив ген PD-1 в T-клетках пациента и вернув их обратно в его организм.

Процедуру введения ГМ-лимфоцитов повторяли несколько раз, что позволило приостановить рост опухоли, образование метастазов и продлить жизнь пациента на два года. Позже к работе присоединились еще несколько добровольцев-пациентов, а в настоящий момент в Китае запущено сразу девять масштабных исследований ГМ-терапии лейкемии, лимфомы, рака почек, мочевого пузыря и простаты с помощью воздействия на ген PD-1. Настойчивость и успехи китайцев заставили их коллег из США отреагировать уже чем-то помимо открытых писем. В июне 2016 года Консультативный совет по рекомбинантной ДНК Национальных институтов здравоохранения США (NIH) одобрил аналогичные исследования. Стартовали они уже в 2017, – так что и приоритет, и первые ноу-хау вновь остались за китайцами.

Атака клонов

В области клонирования китайские генетики были в числе первых изначально. Мало кто знает, но еще в далеком 1963 году будущий вице-президент Китайской академии наук Тун Дичжоу пытался внести генетический материал самца азиатского карпа в яйцеклетку, а в 1973-м пробовал получить и первую межвидовую рыбу-клон, объединив ДНК европейского золотого карася и азиатского карпа. Тогда работы прошли неудачно, но теперь все иначе: главной сенсацией начала 2018 года стало успешное клонирование в Китае макаки-крабоеда, осуществленное «по методу овечки Долли». До сих пор провести такую процедуру на обезьянах не удавалось.

Цян Сунь и его коллеги из Государственной лаборатории нейробиологии приматов Китайской академии наук использовали ядра из клеток соединительной ткани макаки-крабоеда. Их поместили в 127 предварительно «вычищенных» яйцеклеток; 79 зародышей были признаны жизнеспособными и подсажены суррогатным матерям. Успешно забеременели лишь шесть самок, и только два детеныша в итоге появились на свет, полностью здоровые и функционально развитые. Авторы патриотично назвали их Чжун Чжун и Хуа Хуа, что вместе читается как «чжунхуа» (zhōnghuá) – «китайский народ».

Успеха удалось достичь, воздействовав на эпигенетические механизмы клетки, которые играют большую роль в активации и подавлении работы отдельных генов. Для этого к соответствующим участкам ДНК химически присоединяется небольшой «довесок», например отключающая ген метильная группа или ацетильная, усиливающая активность. Китайские ученые переписали эпигенетические маркеры ДНК, позаимствованные у обычных клеток, приведя их к «настройкам», которые свойственны эмбрионам. Впрочем, если судить по результату – два здоровых детеныша из 79 зародышей, – метод остается смесью науки, искусства и просто везения. По крайней мере пока.

Далее – везде

Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия «опасных» экспериментов, которые проводятся в Китае. Можно вспомнить создание химерных животных, содержащих отдельные органы и ткани, выращенные из внесенных в эмбрион человеческих стволовых клеток – для исследований, а в перспективе и для пересадки. В 2016 году удалось не только вырастить у свиней человеческую роговицу глаза, но и успешно пересадить ее 14-летнему пациенту, вернув тому утраченное зрение.

Китайские нейробиологи модифицировали ДНК макак, вызвав у них симптомы, характерные для аутистических расстройств, а генетики попробовали изменить гены человеческих эмбрионов, сделав их неуязвимыми для ВИЧ-инфекции. Затея провалилась, но снова наделала немало шума, а сам метод признан одним из перспективных путей к окончательному решению проблемы ВИЧ.

Тем временем во многих западных странах продолжают действовать довольно строгие запреты на редактирование генома человеческих эмбрионов. В Австрии и Германии, например, прямо запрещено любое вмешательство в зародышевые линии человека. Однако в США, Ирландии и Японии существуют лишь руководящие принципы, которые не являются юридически обязательными. Единственным ограничением часто остается массовое давление научных кругов и угроза остракизма. Однако за последние годы китайские биологи достаточно напугали западных технократов и выбили опору из-под морализаторов.

В Великобритании между противниками и сторонниками применения CRISPR/Cas к людям развернулась ожесточенная дискуссия. В США привычные требования по биоэтике смягчились, и уже в 2017 году американские исследователи опубликовали результаты работы по исправлению опасных мутаций у эмбрионов. Что характерно, эффективность применения ГМ-технологий у них оказалась на совершенно ином уровне, чем у китайских предшественников.

Куда нам плыть?

Некоторые из этих экспериментов и разработок действительно могут показаться кощунственными. Однако они не только продвигают науку вперед, но и являются частью ее обычного развития. В медицине и биологии пределы едва разрешенного всегда со временем смещаются в область общепринятого. Этические стандарты меняются – вспомним, что еще в эпоху Возрождения ученым и врачам запрещали анатомировать трупы. Сегодня вскрытие – рядовая медицинская процедура. Так может, завтра таковой станет и редактирование генома? Может, в нашу эпоху будущее просто наступает немного быстрей?

Для многих именно Китай олицетворяет это будущее – антиутопическое, с тотальным цифровым и даже биологическим контролем. Может, и так, однако средняя продолжительность жизни под присмотром компартии выросла здесь почти в два раза, достигнув 75 лет, что заметно превосходит успехи России. В современном Китае легко соседствуют лавки народных снадобий, кабинеты акупунктуры и ультрасовременные медицинские и биотехнологические центры. Одной рукой партия выпускает указы о всесторонней поддержке и развитии традиционной медицины, а другой – финансирует программу по выращиванию эмбрионов млекопитающих в космосе. Возможно, именно такое сочетание несочетаемого, способность делать то, что в западных странах порой лицемерно табуируется, сделает Китай глобальным научно-технологическим лидером задолго до обещанного партией 2050 года.

Astsergey 01 Февраля 2019, 07:17
Генетика, не смотря на сопротивление "генетиков" становится точной наукой, прекрасный пример этот физик. То что Китайские власти арестовали его - это что-то из области древней инквизиции.. Совершенно не ожидал этого от именно от Китайских властей. Мои работы посвящены именно "математическому" образу генетики. И что, что генетики не совсем понимают их? кто виноват , что они не понимают математики? Но в 2004 году я предсказал огромные "поля "микроРНК в геноме, Кондрашев (из США) вроде согласился с логикой работы, но,видимо, ничего не понял по-существу.. Но в США меня пригласили .. И про какой полигон пишет Автор ?? Я в 2006 году искал источник микроРНК , со мной связалась Китайская фирма и предложила покупать у них плазмиды.. Это когда весь Запад ещё там ковырялся в своих бесконечных пробирках .. Это был космос ! Стало ясно Запад отстает от Китая..
Astsergey 01 Февраля 2019, 07:18
У вас все - сложнейший вопрос.. Учиться надо..
Станислав Бряков
Станислав Бряков 28 Января 2019, 19:18
Этот сложнейший вопрос эмбриологии очень близок к вопросу: "Сколькими людьми допустимо пожертвовать ради личной выгоды?". Американцы на него отвечают последовательно по всему земному шару.
Astsergey 01 Февраля 2019, 07:26
Правового статуса у эмбриона НЕТ. Это глупейший набор слов, потому что конкретно , конкретный исследователь ведет опыты с объектом, жив он или нет, знает только он.. нормально разовьется до организма -или нет - не ответит никто .. Посему: польза или вред понятия сослагательные .. а в точных науках их нет ..Другое дело когда эмбрион сформирован в, скажем в самостоятельный нормально развитый организм (6-7 месяцев для человека), тут вступает в свои права -этика. Когда у такого организма есть основные родители, взявшие на себя заботу о нем, вопрос в принципе не стоит - они должны решать по показаниям уже медиков..
Костян 27 Января 2019, 23:32
(в одно сообщение не влезло, это продолжение моего ответа) Теперь что касается сколькими эмбрионами нужно пожертвовать ради спасения ребёнка. При этом не важно моего, вашего, или какого то неизвестного. Если можно спасти одного, то можно спасти и сотни тысяч. Знаете тут рассматривают законопроект прямо разрешающий российской авиации сбивать гражданские воздушные суда, если есть подозрения, что их преднамеренное крушение повлечёт за собой массовую гибель людей, экологическую катастрофу или разрушение стратегических объектов. Так что дороже 200 - 300 пассажиров самолёта или падение такого самолёта на атомную станцию или химический завод? Вспомните так же 11 сентября и 2,5 тысячи погибших. Так вот эти люди в отличии от эмбрионов обладают правовым статусом. И государство обязано их защищать.Что касается правового статуса эмбрионов - вот ссылка на статью об этом:https://ru.files.fm/u/6tfj9uz5
Костян 27 Января 2019, 23:31
А что использовать для экспериментов? Давайте посмотрим на вывод на рынок любого лекарственного препарата. Это моделируется на компьютерах, живых тканях (в том числе и человеческих). Потом идут эксперименты на лабораторных животных. А потом (О ужас!!!) на людях. И да, бывают осложнения. Иногда со смертельным исходом. Иначе никак.А вы знаете такую процедуру как ЭКО, которая позволила миллионам пар родить здоровых малышей? А вы вкурсе что при процедуре ЭКО у женщины берётся не одна яйцеклетка а несколько? Все яйцеклетки оплодотворяются, делается генетический анализ эмбрионов, выбирается 2-4 (обычно 2). А как вы думаете что делают с остальными? Девять месяцев их хранят в жидком азоте при низкой температуре (на случай неудачи), а потом если родители не проплатили их дальнейшее хранение, либо не дали согласие на эмбриональное донорство, во всём мире либо используют для опытов, либо уничтожают. Так же уничтожают эмбрионы с генетическими отклонениями. И заметьте, у этих эмбрионов не спрашивают их согласия на дальнейшие процедуры. Сама по себе новая технология не хорошая и не плохая. Вопрос в том как её будут использовать. При помощи ножа повар приготовит ужин. При помощи ножа хирург спасёт чью то жизнь. При помощи ножа придурок отнимет жизнь. Так хорошая или плохая технология изготовления ножей?
Max.Brown
Max.Brown 02 Февраля 2019, 15:05
Неродившихся? Да сколько угодно! Неродившийся ребёнок, и даже новорожденный - это ещё не человек. Он уже может чувствовать боль (не помню точно, начиная с какой именно недели внутриутробного развития), но ещё не обладает человеческим сознанием. На него уже потрачено огромное количество ресурсов матери, но будет потрачено ещё больше до того момента, когда в развивающемся мозге зародится первая искра разума. Можно рассуждать о гуманности или негуманности процедур, после которых ещё-не-человек выживет и сможет развиваться дальше и затем превратиться в человека - возможно, сохранив в развивающемся сознании отпечатки этих процедур. Но если в результате зародыш уничтожается, то единственный этический вопрос - это как быть с уже возникшей у его родителей привязанностью к этому существу.
alexbiu
alexbiu 27 Января 2019, 18:40
Костян У меня подруга болеет СМА с рождения. Это примерно то же, что и БАС. Речь не о том, что людям с подобными заболеваниями нельзя помогать, а в том, что нельзя использовать для экспериментов живые человеческие эмбрионы. Я тоже могу задать Вам вопрос, похожий на Ваш про рак-сколько неродившихся детей Вы готовы убить, чтобы спасти жизнь своему ребенку?
Костян 27 Января 2019, 15:16
alexbiu У меня друг прошлым летом потерял ребёнка из за неизлечимого врождённого заболевания. Дай вам бог ни когда с этим не сталкиваться. К примеру есть такое заболевание - Боковой амиотрофический склероз. 5—10 % заболевших — носители наследственной формы БАС. Сейчас, в случае обнаружения у плода подобной аномалии, перед родителями стоит два пути на выбор: 1. Убить ребёнка прервав беременность. 2. https://hi-news.ru/wp-content/uploads/2018/03/762257c82bf8dc90d7ec6d88b6c675c4_ce_1920x1008x0x36_fitted_1260x700.jpg В будущем будет третий вариант - возможность отредактировать гены, и избавить ребёнка от страшного диагноза. Что бы вы (не приведи господь) выбрали в подобном случае? Так же в статье написано: - "Ученые подписали соглашение с добровольцем на самой тяжелой, 4-й стадии рака" А у вас была когда нибудь 4 стадия рака? Вот (не дай бог) заболеете - можете написать тут свои соображения по этому поводу. P. S. Стивен Хоккинг, изображённый на фотографии, подписал петицию о вводе в соединённых штатах эвтаназии, при определённых неизлечимых заболеваниях.
Max.Brown
Max.Brown 02 Февраля 2019, 15:36
Судя по комментам типа вашего, гораздо больше людей рождаются с тяжёлыми поражениями как раз наоборот из-за того, что их геном не был отредактирован. Современная медицина и социальное обеспечение дают таким людям возможность жить и оставлять потомство - и вот это действительно огромная проблема!
alexbiu
alexbiu 26 Января 2019, 22:34
"...в западных странах порой лицемерно табуируется..."-Даниил Кузнецов, а если бы на Вашей маме проводили генетические эксперименты, и она бы Вас вообще не родила, или родила с тяжелыми поражениями-Вам бы тоже показались этические правила западных стран лицемерными? Или Вы считаете людей расходным материалом для экспериментов? Бабы ведь все равно еще нарожают, правда?
SERGZV
SERGZV 26 Января 2019, 14:56
А вообще согласен с ними. Только людям с плохой генетикой не запрещать иметь детей а редактировать им и их детям гены. Про модификацию тела ещё давно фантасты писали вот оно и началось.. Хочешь дышать под водой? выживать при сильной радиации? Видеть все спектры электромагнитного излучения? Иметь скелет как у россомахи? Вот оно начало.
SERGZV