В пермском вымирании обвинены галогены

К такому выводу ученых подвел анализ изверженных пород до и после события.
В пермском вымирании обвинены галогены

Вымирание живых организмов в конце пермского периода традиционно считается крупнейшим в истории нашей планеты. По подсчетам палеонтологов, тогда в геологически краткий интервал времени вымерли более 90% всех видов морских организмов и около 70% видов наземных позвоночных. Катастрофа стала единственным в истории Земли массовым вымиранием насекомых — около 60% всех ранее существовавших родов. Восстановление биосферы заняло большую часть следующего — триасового — периода. Собственно, именно по этому вымиранию и проводится граница между пермью и триасом.

Причины пермского вымирания на сегодняшний день дискуссионны, но среди предложенных учеными гипотез наиболее вероятной считается земной вулканизм. Вымирание более-менее совпадает по времени с масштабным вулканизмом на территории сегодняшней Сибири, оставившим после себя огромные пространства, покрытые лавовыми базальтами. Сейчас их не видно на поверхности, но они есть. Дело было примерно 250 миллионов лет назад.

Команда исследователей сверила химический состав сибирских изверженных пород до вымирания и после. Оказалось, что лава до катастрофы была насыщена хлором, бромом и прочими галогенами. Последующие лавы такой характерной «печати» на себе не несут — в этой части их состав не отличается от сегодняшнего.

Входившие в состав лав вещества не могли деться никуда кроме атмосферы. А испарение в нее заметных количеств галогенов должно было привести к истончению озонового слоя атмосферы, изменению солености Мирового океана и множеству других последствий, включая, видимо, и вымирание всех, кто оказался не приспособлен к новым временам.

Надо заметить, что это пока — гипотеза. Дальнейшие исследования покажут, насколько она похожа на правду.

Во всяком случае, с результатами исследования можно познакомиться поближе в статье, опубликованной в Nature GeoScience.