Останки с загадочными следами: эта находка может изменить представления ученых о миграции наших далеких предков

В 2018 году на одном из островов Филиппин был обнаружен скелет носорога с явными следами воздействия примитивных орудий труда. Неужели предки человека пересекли океан целых 700 000 лет назад? Пробуем разобраться.
Nature

Несколько лет назад исследовательская группа обнаружила скелет носорога в Калинге, филиппинской провинции на острове Лусон. В статье, опубликованной в Nature, отмечается тот факт, что на скелете хорошо заметны следы обработки туши каменными орудиями. Казалось бы, вполне заурядное открытие, если бы не одно «но»: возраст скелета составляет примерно 700 000 лет! Согласно антропологической концепции, в этот исторический период в данном регионе предки современных людей понятия не имели о том, как изготавливать из подручных материалов орудия труда.

Кто это сделал?

Сейчас ясно лишь одно — охотники не принадлежали к Homo sapiens. Помимо наших прямых предков, в семейство гоминидов также входят неандертальцы и денисовские люди, однако корни эволюции человечества уходят гораздо глубже. Наиболее вероятным кандидатом в охотники ученые считают Homo erectus, который исчез примерно 140 000 лет назад. Характер инструментов, использованных для обработки туши, частично подтверждает эту теорию.

В настоящее время авторы признают за своей гипотезой один крупный недостаток. Филиппины — это изолированная цепь островов в Тихом океане, которых во времена Homo erectus можно было достичь разве что после долгого и опасного путешествия на надежной лодке. Согласно статье, предположение о том, что предок человека мог совершить такое путешествие, кажется «весьма надуманным» даже самим ученым. Но, тем не менее, кости носорога — неопровержимое свидетельство невозможному.

Неужели это и в самом деле сделал человек?

Отметины на костях мог оставить кто угодно, верно? Так почему же исследователи решили, что носорога убили именно люди? Во-первых, им удалось реконструировать орудия труда, которыми охотники обработали тушу. Это хорошо знакомые ученым каменные скребки, фрагменты которых были найдены во время раскопок и которые соответствуют мелким царапинам, оставшимся на костях после того, как с них соскоблили мясо и шкуру. Для плотоядных животных царапины слишком глубоки, да и особая форма насечек говорит о том, что это результат деятельности существа, державшего в руках примитивное орудие. Ведущий автор исследования, Томас Инджико (Thomas Ingicco) отмечает, что на останках носорога были обнаружены и следы воздействия окружающей среды, которые сильно отличаются по своему характеру от следов, оставленных предками человека. Самый яркий пример — отметины, оставшиеся от удара каменным острием — в природе просто нет животных, которые могли бы оставить подобный след.

Что думают другие ученые

Научное сообщество с воодушевлением обсуждает новое открытие. Бриана Побинер (Briana Pobiner), ученый-исследователь из Смитсоновского университета, занимающаяся изучением рациона первых людей, отзывается о находке как о «захватывающем открытии, которое подтверждается хорошо известными ученым признаками явной человеческой деятельности». По мнению Брианы, оно также служит свидетельством того, что каким-то чудом как минимум один вид гоминидов все же смог совершить путешествие по морю в среднем плейстоцене. Кстати, охотиться на носорогов гоминиды начали примерно 2 000 000 лет назад!

Заключение

Миграция предков человека всегда была предметом горячих научных дебатов, но, судя по всему, Homo erectus и в самом деле обжил восточные земли намного раньше других видов. Первые свидетельства о появлении в этих регионах Homo sapiens насчитывают примерно 300 000 лет, так что между ними и в самом деле огромная историческая пропасть. Мозг Homo erectus был намного меньше мозга Homo sapiens, что не помешало им пересечь океан и вполне удачно охотиться на крупных, опасных животных. Последнее открытие в очередной раз демонстрирует то, как мало на самом деле современному человеку известно о реалиях давно минувших эпох — как знать, может быть в будущем археологи и палеонтологи смогут раскрыть и другие загадки прошлого, которые сейчас кажутся нам невероятными?

Ринат Яхьевич
Ринат Яхьевич 24 Мая 2018, 15:08
я УВЕРЕН ЧТО МЕЖДУ Филиппинами и остальной зёмлёй могли быть земли.которые в последствии затонули.Как между Индией и Африкой был материк.Так же между южной америкой и Евразией то же были Земли.Растительность схожая на этих материках не случайная.
Марат Мингазиев
Марат Мингазиев 23 Мая 2018, 12:02
Что было раньше никто точно не знает !!! Возможно Адам был негром Ева арийской крови, а вот китайцы просто на драконах прилетели.
Kuzgun
Kuzgun 07 Мая 2018, 22:47
О том, что современные очертания материки приняли ещё в эпоху динозавров, забывать тоже не стоит.
liv66
liv66 07 Мая 2018, 12:25
Не стоит забывать, что ранее суша образовывала Пангею, которая потом начала раскалываться на Гондвану и Лавразию, а те в свою очередь, на континенты в том виде, какими мы их видим сейчас. Поэтому, вполне возможно, что в то время, когда жили эти охотники, расстояния между материками были вполне себе небольшими.
john07.ru
john07.ru 07 Мая 2018, 02:17
Вполне мог быть тогда другой уровень океана и суша занимала гораздо большую площадь. Да и островов было много. Возле Австралии вообще подтопленный континент нашли. Да и до о Пасхи уверен могли пешем добираться или мелкими морскими переходами, там до него коса идет от Южной Америки. Это сейчас, когда уровень океана достаточно высок, и многие древние поселения ушли под воду нам кажется что доплыть невозможно
n.dimchenko
n.dimchenko 06 Мая 2018, 20:24
Есть и гипотезы, и теории - даже слишком много, во всяком случае, их достаточно, чтобы, в здравом рассудке, не рассуждать еще и о "плазмоидах" и "биоинформационных эмбрионах". Интересно, Леонид, чем для вас привлекательны все эти, гм, плазмоидные идеи, не имеющие никаких доказательств и являющихся плодом воображения графоманов от псевдонауки?
Сергей Головорушко
Сергей Головорушко 08 Мая 2018, 17:10
Вы правы в том, что современная наука продвинулась значительно. Но эти авторы, хотя и пишут увлекательно, находятся в тупике. Нет никаких признаков, что они знакомы с современной синергетикой (наукой о развитии структур). Почитайте Е. С. Куркина, Е. Н. Князева "С. П. КУРДЮМОВ И ЕГО ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬДИНАМИКИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ"
sq-deep
sq-deep 06 Мая 2018, 16:00
Почитайте, что ли, какие-нибудь книги о современном состоянии вопроса. "Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции" Евгения Кунина или "Вопрос жизни. Энергия, эволюция и происхождение сложности" Ника Лейна, например. Может быть, осилите, хотя сильно сомневаюсь...
Леонид Кокорев
Леонид Кокорев 06 Мая 2018, 15:33
У нас нет не только хилой теории, но гипотезы, которые объяснили возникновение жизни на Земле. Все находки следов жизни подсказывают, что возникновение жизни на земле не имеет единого центра. Человек -- частица вселенной. Так что она возникает в виде биоинформационного эмбриона. Тело получает в биореакторе. Таких биореакторов в в океанах много. Жизнь выходит из океанов. Так называемые "плазмоиды" и есть формы жизни. Значимость Земли и Жизни на ней имеют огромное значение для Вселенной. По закону единства и борьбы противоположностей среди плазмоидов существуют и негативные формы жизни.
Дмитрий Корнилов
Дмитрий Корнилов 06 Мая 2018, 15:22
С примитивными орудиями проще охотится на крупных медленно передвигающихся, или вообще не передвигающихся при виде тебя животных - в виду отсутствия ощущения какой бы то ни было угрозы. И с чего вы взяли что тухлятина была непригодна в пищу для населявших планету в то время приматов? Может они только ей и питались - разделывая дохлых носорогов, вместо того, что бы гоняться за антилопами? )
Александр Федотов
Александр Федотов 05 Мая 2018, 06:40
меня всегда забавляли сказки учёных об охоте на носорогов-мамонтов и тому подобное: - сидят 15-20 охотников из большого племени и кумекают, как яму скребками каменными в скалистом грунте выкопать, или даже в песке, глубиной более 5 метров шириной 4-5 метров и метров 7=8 длиной (охотникам нечего делать им кормить надо женщин и детей, а вокруг олени ходят, тетерева прыгают с куропатками, но мамонта надо...)....... - выкопали за месяц-два яму для мамонта и пошли к стаду мамонтов, а их штук 7-12 пасётся и они друг-друга защищают. Напали охотники издали на стадо мамонтов, и бегом от них заманивая в яму - правда 3-5 охотников задавят мамонты, но мяса сильно хочется мамонта, а оленина и куропатки надоели... - допустим попал в яму один мамонт с 3-5 охотниками и сидит там, а стадо желает его вытащить, орёт и гневается.. - охотники, когда мамонты ушли начинают добивать мамонта, у него шкура до 8 см. ему копья как соломины, а камушки - как мураши.. - через неделю помер мамонт от обезвоживания и каким чудом оставшиеся в живых охотники скребками будут шкуру пилить и, отрезать мясо которое напоминает резину, а кругом косули бегают, тетерева токуют, но надоели они... - допускаю тонну мяса вырезали, но в кишках тонна навоза бродить начала и мясо через 2 суток непригодно к пище, то есть 8-10 тонн мяса проквасили, вонища поднялась, а часть племени умерла от дизентерии и протухшего мяса, а кругом олени бегают.. - то же самое и с носорогами...
shasherin.pavel
shasherin.pavel 04 Мая 2018, 22:07
Давайте вернёмся чуть чуть назад, лет так на двести... и представим, что археолог 26 века обнаружил кремневый топор австралийского аборигена и определил его возраст концом XIX века. Что он скажет о находке на территории Североамериканских Штатов велосипеда? Почему не составить карту: здесь люди 30 000 лет назад строили лодки и плавали по океану. А здесь люди ещё только строили плоты из необработанных брёвен. И тогда всё встает на свои места. Разве сейчас в 21 веке нет людей живущих с пальмовых лачугах и пасущих стада коров с копьями. Разве не нашли у берегов Аргентины корабль с бронзовой табличкой, что кораблём управляли сыны Авраама. С одной стороны это объясняет библейские записи о поставках кораблями серебра из-за моря. Аргентина от Аргентума = серебро. Почему же тогда поставило в тупик учёных. Или ои думают что в древности люди с континента на континент самолётами летали?