Первичность и новизна: 10 интересных фактов о списках и человеческой памяти

Лишь теперь мне стало очевидно, почему статьи формата «10 интересных фактов» читатель воспринимает охотнее, чем полотна единого текста. Давайте разбираться вместе.

1. Списки, состоящие из словесной последовательности — это типичный инструмент для оценки человеческой памяти. Отсюда появился термин «эффект первичности»: стало известно, что люди легче всего запоминают первое, что им представлено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. В 1969 году Р. Куиллиан и А. Колинз предложили модель иерархической сети. Согласно этой модели человеческий мозг хранит категории и понятия на определенном уровне, а их свойства располагаются на уровне «ниже». Для такой сети характерны отношения вида класс – элемент класса; свойство – значение. Эта модель хорошо иллюстрирует причину, по которой мы так охотно воспринимаем информацию в виде последовательности или списка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Научные исследования показали, что при изучении контента в Интернете мы следуем F-образному шаблону (как показано ниже). По своей структуре списки встраиваются в такую модель практически идеально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Пункты в списках и рейтингах — это, как правило, совсем небольшие абзацы, и каждый из них повествует о чем-то своем. С одной стороны, такая структура позволяет нам очень быстро «проглотить» новую информацию, с другой – отнимает не слишком много времени.

5. Психологи утверждают, что наша кратковременная память (КВП) способна хранить, в среднем, информацию о семи пунктах из списка. Это могут быть буквы, слова или даже предложения: они должны считаться чем-то единым и только. Объем информации здесь играет вторичную роль. Но не стоит забывать, что данные в КВП хранятся очень и очень недолго.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Чтобы перенести информацию из КВП в область долговременной памяти, придется попотеть. Причем лучшим помощником в таком деле является не повторение, а тест.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Наш мозг группирует понятия, явления и предметы весьма странным образом. Например, футбол и шахматы имеют очень мало схожих черт, но мы относим их к общей категории «игра». Если человечеству когда-нибудь придется контактировать с пришельцами, то в этом нас, скорее всего, не поймут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. Если списки очень популярны, то логично предложить, что списки из популярных вещей будут еще более популярны. Красивые женщины, котята, автомобили — все это очень часто можно встретить в рейтингах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Как известно, в бытовой жизни мы привыкли использовать десятичную систему. Поэтому и списки, как правило, включают в себя именно десять пунктов. Если бы эта статья содержала в себе семь или девять позиций, читатель, скорее всего, ощутил бы дискомфорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. Списки, состоящие из словесной последовательности — это типичный инструмент для оценки человеческой памяти. Отсюда появился и термин «эффект новизны»: стало известно, что люди проще всего запоминают не только первое, но и самое последнее из того, что им представлено.