Предел долголетия: какой максимальный срок может прожить современный человек

Команда исследователей провела обширную работу и выяснила, что современный человек достиг предела долголетия своего вида на генетическом уровне. Сможет ли наука продлить жизнь людей сверх рамок, установленных природой?
Предел долголетия: какой максимальный срок может прожить современный человек
Getty Images

У человеческой жизни и физических способностей даже самого развитого человека есть предел, и группа исследователей уверена, что мы, возможно, уже достигли его. Ученые из самых разных областей науки изучили организм человека и пришли к выводу, что мы находимся на пределе физических и генетических показателей, доступных нашему биологическому виду.

Долголетие в наши дни

Это первое в своем роде исследование, охватывающее информационный пласт, накопленный за 120 лет изучения особенностей организма человека. Оно было опубликовано в журнале Frontiers in Physiology. В своем труде исследователи рассказывают о том, что с течением времени изменяются не качественные, а количественные показатели долголетия: иными словами, вместо того, чтобы преодолевать все новые возрастные рамки и отодвигать предел старения дальше и дальше, все большее число людей просто достигает среднего уровня наивысшей продолжительности жизни, но не превышает его.

«Потенциал человека, в том числе увеличение мозга, повышение порога взросления, продолжительность жизни и физическая работоспособность, зависят от долгосрочных эволюционных параметров», поясняют исследователи Жан-Франсуа Туссен и Адриен Марк из Университета Парижского Декарта во Франции.

Стоит отметить, что под влиянием антропогенных факторов этот порог может даже уменьшиться. Человеческие биомаркеры (степень фильтрации почек, частота дыхания и т. п.) зависят как от генетических предрасположенностей, так и от параметров окружающей среды, причем факторы риска могут в той или иной степени ограничивать функциональность каждого органа и организма в целом. В свою очередь, благоприятные условия играют нам на пользу — так что, в конечном итоге, все зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов.

Наука и жизнь

Несколько лет назад исследователи из Нидерландов опубликовали работу, в которой установили максимальный срок жизни, доступный современному человеку — 115 лет. Ученые по всему миру работают над тем, чтобы продлить и этот немалый срок. Туссен и Марк знают об этом, но уверены, что прогнозы большинства исследований слишком оптимистичны. «Когда мы слышим о том, что человек может жить 200, а то и 500 лет, обычно это просто математическая модель, которая не учитывает множество внешних обстоятельств. Человек живет не в пробирке, его организм каждый день испытывает на себе воздействие агрессивной окружающей среды, а потому реальный возраст будет не столь велик», поясняют они. Стоит отметить, что взаимодействие людей друг с другом в современном обществе также накладывает свои ограничения.

Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, исследования в области долголетия человека демонстрируют весьма благоприятные результаты. По общему признанию, некоторые из них все еще находятся в ранней стадии. Одна из идей, которая требует проверки на практике — это использование инструментов для редактирования генов, чтобы выделить факторы, влияющие на старение и вызывающие генетические мутации. Возможно, если эта методика будет изучена и признана с точки зрения этики и морали, уже в ближайшем будущем порог старения и сохранности работоспособности отодвинется еще дальше — за границу, установленную природой.

Роза Филиппова