Основы мироздания под угрозой: квантовая теория позволила повернуть время вспять и нарушить второй закон термодинамики

В 2017 году международной команде ученых удалось осуществить весьма любопытный эксперимент, поставивший под сомнение второй закон термодинамики.
Getty images

Всего в физике существует 3 закона термодинамики. Первый закон говорит о том, что изменить внутреннюю энергию тела можно либо с помощью теплопередачи, либо с помощью механической работы. Однако нас интересует второй закон термодинамики. Именно его функция и была поставлена под вопрос в квантовой теории.

Что такое второй закон термодинамики

Термин «второе начало термодинамики» принадлежит Рудольфу Клаузиусу. А вот назвать конкретную личность первооткрывателем будет некорректно, потому что закон термодинамики родился благодаря инженерной и научной работе нескольких человек. Тем не менее, существует даже два постулата — вышеупомянутого Клаузиуса и Томсона (Кельвина). Они оба эквивалентны, поскольку, отрицая правильность одного, второй тоже становится неверен. В целом второй закон термодинамики гласит, что в изолированной системе энтропия нарастает со временем, и движение тепла осуществляется от более горячих тел к более холодным.

Второй закон термодинамики простыми словами

А если выражаться проще — тепло не уйдёт от холодного к горячему без применения дополнительной энергии. Тело с температурой 10°C не охладится от тела с температурой 20°C.

Однако эксперимент, проведенный международной группой ученых, опровергает это положение и доказывает, что термодинамическая «стрела времени» не является абсолютной концепцией.

Как повернуть время вспять

В рамках эксперимента ученые обратились к коррелированным частицам. Их концепт похож на концепт частиц, образующих квантовую запутанность, однако они не так тесно связаны друг с другом. Исследователи начали работу с изучения молекулы трихлорметана: они нагрели ядро атома водорода так, чтобы оно было теплее ядра атома углерода, и наблюдали за током энергии.

Когда ядра двух атомов находились в некоррелированном состоянии, тепло, согласно второму закону термодинамики, и в самом деле двигалось от более теплого к более холодному ядру. Однако после корреляции ядер ученые внезапно увидели, что тепло потекло «назад» — нагретое ядро становилось все горячее, а его более холодный сосед принялся остывать.

По мнению исследователей, их эксперимент не нарушает второй закон термодинамики, поскольку тот попросту не учитывает коррелирование частиц. Успешный опыт демонстрирует скорее исключение из правила. Статья, в которой изложены ход и результаты эксперимента, опубликована на сервере arXiv.

Значение эксперимента

Данный опыт является отличной демонстрацией того, что даже в привычных системах окружающего нас мира могут скрываться тайны, которые еще только предстоит разгадать. Каждое новое открытие приводит к все новым вопросам — как знать, не изменятся ли фундаментальные основы привычной нам науки через несколько десятков лет?

Поскольку все больше исследований опирается на квантовые вычисления, возможно именно эта область физики и математики позволит нам разгадать самые главные тайны Вселенной — найти и выделить темную материю, подчинить себе время или даже вывести «универсальное уравнение бытия», которое объяснило бы совокупность и закономерность всех процессов, происходящих в нашем мире.

Дмитрий Самышев
Дмитрий Самышев 25 Января 2018, 22:38
Мне очень интересно: правда ли то, что по расчетам, с точки зрения классической термодинамики аварии на саяно-шушанской ГЭС не могло быть?
Николай Возисов
Николай Возисов 06 Января 2018, 16:22
В рамках статьи можно было расшифровать термин коррелированные частицы, тогда у читателей мог бы проявиться интерес. С точки зрения теории эфира этот процесс возможен при движении разно нагретых веществ в строго заданном направлении. Если принять коррелированные частицы, как совершающие согласованные колебания одинаковой частоты, то в этом случае мы имеем дело с резонансным перемещением энергии, что не является, чем то экстраординарным.
Лайф Либерти
Лайф Либерти 05 Января 2018, 20:01
Наконец-то. Всё правильно, так должно и быть.
Николай Возисов
Николай Возисов 23 Декабря 2017, 12:53
Господа. Да Вам ни когда не повернуть время вспять. Вы заморочены постулатами теории относительности Эйнштейна . Запомните раз и на всегда Земля нас отталкивает, а космос вдавливает. Ускорение свободного падения есть разница между силами вдавливания вселенского эфира и силой отталкивания материей которая образует планету Земля. Время вспять повернет тот кто владеет знанием теории эфира.
ap3ch Benzo Gaz
ap3ch Benzo Gaz 18 Мая 2018, 10:22
Ну этоже популчрный журнал а не научный,написал чел на языке доступном обывателю и за то спасибо, хорошо что квантово механические расчеты не привел ))
נטשה כשר
נטשה כשר 10 Января 2018, 00:00
Тем не менее, это буквально то, что было опубликовано в журнале Quantum Physics. Не знаю, есть ли тепло "в природе" (?), но в опыте говорится о том, что тепло именно "перетекло" из холодной системы в горячую "spontaneous heat flow from the cold to the hot system". https://arxiv.org/abs/1711.03323
McAl
McAl 22 Декабря 2017, 08:33
...все популизаторры науки как и Мишико Каку профаны? ..кому верить?
Vladimir.Moskatel
Vladimir.Moskatel 10 Декабря 2017, 11:57
А я сначала и и не понял: верю всё же тому что написано псевдонаучным языком!
chimecol
chimecol 07 Декабря 2017, 15:10
Какая малолограмотная чушь. Законы термодинамики применимы только к достаточно большому количеству частиц. Это статистические законы. В природе нет никакого "тепла" и, тем более, оно не может "течь". От теории теплорода давно отказались... "Нагреть" ядро атома водорода так, чтобы оно было теплее ядра атома углерода, и наблюдать за током энергии - так могут говорить только дилетанты и профаны.
Алексей Демидов
Алексей Демидов 07 Декабря 2017, 12:49
Главное что бы дестабилизации не было.
Petr null
Petr null 11 Октября 2021, 17:33
И не было войны!
Виктор Чибисов 07 Декабря 2017, 11:34
4. По «весу» (конечно массе) протонов и нейтронов: Справочная масса протонов экспериментально определена как масса ядра изотопа 1Н. Справочная масса нейтрона экспериментально определена методом «взвешивания» ядра изотопа 2Н (за вычетом массы протона). В перечне предлагаемых нами экспериментов речь идет о «взвешивании» протонов и нейтронов, «вылетающих» из ядер изотопов 56Fe и далее. С учетом нашей идеи о лопаньи дефектонов при всех ядерных реакциях, их масса должна быть меньше. Будем рады получить от Вас другие замечания по нашей работе.
Виктор Чибисов 07 Декабря 2017, 11:33
Я понимаю, что за несколько часов Вы не могли прочитать всю нашу работу. На все Ваши замечания в ней есть ответы, излагаю их кратко: 1. Я согласен, что S_теория –еще не теория, а гипотеза. Но так уж принято в физике называть – теория струн, М-теория и т.д. 2. Никакого преувеличения ФФ у нас нет, мы наоборот «хвалим» тот период, когда физика развивалась в основном «математическими методами», это дало ей мощный математический инструментарий. К сожалению, мы данным инструментарием не владеем в должной мере и прекрасно осознаем, что наши S_модели требуют «подведения» под них ММ в виде Теории взаимодействия электрических и магнитных вихрей (не путать с электродинамикой зарядов и полей). Насчет же ЭМ, мы в S_теории предлагаем целый перечень экспериментов для ее проверки, главные из них: А) Облучение вакуума мощными импульсами магнитного поля и детектирование рождающихся симплов. Б) Проверка гипотезы тождественности массы и закрытых замкнутых магнитных вихрей. В) Проверка гипотезы «генерации» электрических зарядов ортогональными электрическими вихрями. Г) Проверка массы изотопа трития, она должна быть 3,0166477657 аем, т.е. на 0,02% больше справочной. Д) Сравнение масс протонов, нейтронов и альфа-частиц из разных изотопов, они должны отличаться. 3. По Черным дырам: S_теория была закончена в июне 2017. Последние 4-5 месяцев по ним появилось очень много новых исследований – это и «вылет» тела из ЧД, и ускоренное угасание квазаров, и расчеты образования джетов ЧД под воздействием магнитного поля, и др. Мы специально подготовили 2-ю редакцию S_теории в которой отмечаем, что все эти результаты хорошо вписываются в нашу S_модель Черных дыр.
Petr null
Petr null 11 Октября 2021, 17:34
Какие же люди бывают умные! А я закон Ома забыл.
roman romanov
roman romanov 07 Декабря 2017, 08:18
"...они нагрели ядро атома водорода ..." - уже после этой фразы можно не читать статью далее ) Эх, Вася, Вася... если бы порол тебя батя за двойки которые ты таскал со школы ) то ты сейчас бы не писал такую бредятину )
nemoXX
nemoXX 06 Декабря 2017, 21:04
У меня нет сомнений, что "физика позволит" однажды много чего! У меня есть сомнения, что Физике - и физикам - позволят слишком многое. А иначе, что ж получится? Каждый сможет черпать энергию "из ничего" за бесплатно? Разве не гениально ответил Иван Васильевич на эти гнусные планы своим бессмертным "… посадил я его на бочку с порохом… пущай полетает!" И разве не идет дело к тому, чтобы посадить на бочку с (ядерным) порохом всё человечество? И разве, не по этой же причине?
Виктор Чибисов 06 Декабря 2017, 05:16
Говоря о необратимости времени, все имеют в виду возрастание энтропии. А что такое энтропия – виртуальный математический параметр. Мы в своей работе (применительно к ядерным реакциям) предлагаем придать энтропии конкретный физический смысл – лопанье дефектонов в нуклонах при всех ядерных реакциях, что обеспечивает дефект масс при ядерных реакциях. При этом обратный процесс («засовывания» дефектонов назад в нуклоны) невозможен, этого не позволяет делать та физическая модель нуклонов, которую мы предлагаем. Все ядерные процессы получаются однонаправленные (время в ядерных процессах не может течь вспять). Правда, у данной модели есть одно важное следствие – количество дефектонов в нуклонах при всех ядерных реакциях должно убывать, т.е. масса нуклонов (нейтронов и протонов) не должна быть const. Это можно было бы проверить экспериментально, «взвесив» протоны и нейтроны, вылетающие из разных изотопов. Более подробно о нашей S_теории см. по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/8ygL/CPMSztdEW
gorets50 10 Декабря 2017, 15:16
А скажи.с какой страны ты к нам пожаловал и с какой целью?
gorets50 10 Декабря 2017, 15:26
Не знаем.потому что не доросли умом и развитием.
Савостьян Перейра
Савостьян Перейра 06 Декабря 2017, 11:30
И зачем же ты явился сюда?Да и вообще если машина времени будет изобретена то кто-нибудь проболтается оней в прошлом.Но мы ничего о ней не знаем, поэтому можно сказать что её не изобретут никогда.Это 100% факт.
Vadim Vetrov
Vadim Vetrov 06 Декабря 2017, 09:55
Не знаю приятель, но одно могу сказать точно, в ближайшем будущем появится технология перемещения во времени. И это вовсе не шутка, я сам из 2083 года прибыл. Даже самому не верилось.
gorets50 10 Декабря 2017, 15:24
Тёзка.мне кажется. ты не прав.На примере нашей Вселенной\макромир\.Солнечная система-атом.Солнце потухло-атом холодный.солнце взорвалось-атом горячий.
Александр М 06 Декабря 2017, 05:23
Атом не может быть теплым или холодным.Он либо возбужденных либо нормальный.
gorets50 10 Декабря 2017, 15:43
Опять таки.на примере нашей Вселенной.Из Солнечной системы в сторону соседней системы запускается ракета с ядерным зарядом.На границе её встречает ракета с более высокой скоростью - Красное ..облачко переходит от одного атома к другому...и тепло потекло назад..
Александр М 06 Декабря 2017, 05:20
..."Увидели, что тепло потекло назад"...))).Покажите мне это видео?Я хочу видеть, как тепло переходит (быстрыми шагами) от одного атома к другому.Наверное, Беленькое облачко в форме Винни-Пуха шась так от одного атома быстренько к другому)))
Александр М 06 Декабря 2017, 05:12
Что за антинаучный бред?Как можно "нагреть" атом и тем более его ядро?Понятие "температура" применимо к нескольким частицам.И даже не нескольким, а большому их числу.Если что то говорите дак говорите правильно.И каким образом его "нагрели"?На газовой горелке?Атому можно сообщить некоторое количество энергии.Тогда в нем идут очень интересные процессы.Атом возбуждается, электроны переходят на другой уровень.При очень высокой энергии атомы распадаются и ыещество переходит в плазму.Хорошо быть ученым.Заниматься всякой бредятиной и получать за это гранты, обманывая свое правительство и государство.
aeonflux
aeonflux 05 Декабря 2017, 18:26
Термодинамика - это раздел статистической физики, где объектом изучения являются системы с огромным числом частиц, по крайней мере таким, что малую часть такой системы все еще можно рассматривать как состоящую из большого числа частиц. Отсюда вытекает известное статистическое определение энтропии(см. курс Ландау\Лифшица т.4). Говорить об энтропии в системе из 5 частиц(трихлорметан) - физический юмор.