На МКС нашли космические бактерии?

Вчера в российских и зарубежных сми появилось сообщение о том, что на МКС обнаружились микроорганизмы, «прилетевшие из космоса». Разбираемся, из какого космоса прилетели бактерии и что вообще происходит.
На МКС нашли космические бактерии?

Чисто технически это, конечно, верно. МКС находится на высоте 400 км над Землей, а условная граница между космосом и атмосферой проходит в 100 (в некоторых случаях, для расчета движения космических аппаратов — в 122) километрах от уровня моря. Поэтому, чтобы преодолеть расстояние от Земли до космической станции, бактерии должны были пролететь участок, который считается вполне себе космосом. Равным образом справедливо утверждение о том, что поезд прибыл в Москву из Бологого, хотя выехал он из Санкт-Петербурга. По крайней мере, так рассуждала редакция «TechInsider», пока не появилось сообщение ТАСС о том, что российские специалисты из ЦНИИмаш не исключают версию о внеземном происхождении бактерий.

Повторяем: эксперты не исключают, что бактерии, найденные на обшивке МКС, могут иметь внеземное происхождение.

Уже есть данные лабораторных исследований; больше всего ученых удивили бактерии известного земного вида Bacillus pumilus, которые, однако, оказались жизнеспособнее обычных земных бактерий. Об этом ТАСС сообщила главный специалист по исследованиям на МКС ЦНИИмаш Елена Шубралова.

Скорее всего, сенсационное заявление — это просто проявления академической аккуратности специалистов ЦНИИмаш. Пока не доказано, что земные организмы ведут себя за бортом МКС так же, как те, что обнаружились в пробах, наверняка говорить об их земном происхождении нельзя.

Бактерии, а, точнее, их споры на обшивке МКС находят уже 7 лет. Когда пробы, взятые с корпуса станции, привозят на Землю, споры обнаруживаются в половине из них. Часть посевов этих спор в земных условиях дает живые бактерии. Отчасти даже понятно, как им удается выжить и сохранить неповрежденную ДНК — так, вероятно, что от космической радиации их спасает пигмент мелатонин, который помогает в этом и жителям Земли, в том числе людям.

Откуда, если не из космоса

Кроме предположения о внеземном происхождении есть ещё три вполне убедительных сценария попадания микроорганизмов на обшивку станции. Во-первых, бактерии могли поселиться там во время сборки модулей. Во-вторых, система вентиляции регулярно сбрасывает часть воздуха станции наружу. В-третьих, бактерии могут попадать за пределы станции, когда открываются шлюзы — например, при стыковке транспортных кораблей или когда космонавты выходят в открытый космос.

Установить истинное происхождение бактерий учёные собираются тем же способом, которым пользуются, чтобы отличать метеориты от земных камней — по содержанию изотопов углерода 12 и 13. Если изотопная подпись бактерий с МКС не совпадет с соотношением изотопов у земных организмов, поводов для разговоров о внеземном происхождении первых появится гораздо больше. Правда, чтобы сделать анализ, нужно будет собрать больше спор с обшивки станции.