Зная, как работает мозг, можно добиться от него удивительных результатов. Научите ребёнка двум простым приёмам, подсказанными нейробиологами и психологами — и учёба будет даваться им легче.
Идём в школу: психологи подсказывают, как улучшить память и внимательность

Лучший способ запомнить факты и новые слова

Чемпионы мира по спортивному запоминанию могут воспроизвести 20-значное число, взглянув на него всего один раз. В большинстве случаев это — развитый навык, а данный с рождения чудесный дар. В прошлом году группа европейских и американских нейробиологов, пытаясь понять, в чём здесь дело, сравнивала активность мозга чемпионов-мненоников (так называют участников чемпионатов по запоминанию) и обычных людей. Оказалось, что приблизиться к результатам мнемоников можно, всего шесть недель регулярно проделывая одно и то же упражнение, известное со времен античности — «воображаемый замок».

Чтобы играть в воображаемый замок, нужно выбрать какое-нибудь хорошо знакомое место — квартиру или дом, где вы когда-то жили, знакомую улицу или место, где вы работали. Мысленно навестите это место и прогуляйтесь по нему, вспоминая детали — расположение мебели и вещей в комнатах или порядок вывесок магазинов.

Гуляйте так часто — хотя бы раз в день, меняя маршрут. Попробуйте, напрягая воображение, добавлять новые предметы. Запоминайте, куда вы их поставили. Попробуйте обращаться подобным образом с вещами, которые вам нужно запомнить: иностранными словами, предметами, фактами. Привяжите каждый к какому-нибудь месту в вашем воображаемом интерьере (или пейзаже). Прогуливайтесь туда-сюда, отмечая новые предметы.
По данным учёных, опубликовавших исследование в журнале Neuron, эта методика способна за четыре недели сделать нейронную активность обычного человека похожей на активность мозга чемпиона по запоминанию, причём эффект длится долго после того как занятия прекращаются.

Всё дело — в организации связей между разными отделами мозга. Сегодня нейробиологи, как правило, убеждены в том, что для хранения воспоминаний необходима цепочка сложных взаимосвязей между разными отделами височной доли коры головного мозга. Вызывая в памяти знакомое пространство, мы активируем множество таких связей, и в это время мозг особенно легко запоминает новую информацию.

«Воображаемый замок» пригодится и школьнику: заучивая неправильные глаголы, географические названия, исторические даты «разложите» их по месту, где вы совершаете свои мысленные прогулки, а потом пройдите и «соберите» обратно. Чем чаще вы наведываетесь в свой «дворец», чем лучше помните его, и тем лучше работает метод.

Лучший способ сосредоточиться

Говорящие, что у кого-то проблемы с вниманием, обычно неправы. Мозг бодрствующего человека почти всегда к чему-то внимателен — правда, не в сегда к тому, к чему бы стоило. Зазевавшийся пешеход, перешедший дорогу на красный мог быть погружен в мысли о проблемах на работе, а ребенок, который перестал писать диктант и «считает ворон», может быть, задумался над тем, кто сильнее — Бэтмэн или Спайдермэн, и этому вопросу уделяет всё своё внимание. Проблема только в том, что на красный ходить опасно, а диктант писать надо: значит, надо уметь концентрировать внимание на том, что нужно, а не на том, на чём хочется.

Мы вообще склонны замечать только всё новое: старые стимулы теряют актуальность вплоть до того, что мы перестаём из замечать, даже если они — прямо перед нашими глазами. Взять хотя бы эффект Трокслера: объекты, которые мы видим периферическим зрением, иногда становятся невидимы, если их положение относительно сетчатки долго не меняется. Подобный эффект работает с однообразными занятисями. Чтобы вернуть себе способность видеть примелькавшееся, нужно сменить точку зрения, а чтобы снова заняться делом, на котором сложно сосредоточиться — нужно отвлечься и сменить вид деятельности. Если вы читаете книгу, другая книга не поможет, а вот поиграть в настольный футбол или в дартс, сделать зарядку или сварить компот — отличная альтернатива.

Позвольте ребёнку не делать все уроки в один присест и научите правильно отвлекаться — и, может быть, проблемы с концентрацией решатся сами собой.