Денисовский человек: когда он появился?

Немецкие исследователи выяснили, что денисовский человек – представитель древних людей – жил, как минимум, на 20-40 тысяч лет раньше, чем предполагалось. Кроме того, в течение десятков тысяч лет его популяция оставалась крайне маленькой.
Денисовский человек: когда он появился?

Денисовский человек – возможно, один из самых загадочных представителей древних людей. Он был обнаружен лишь в 2010-м году, когда исследователи секвенировали ДНК древних костей, найденных на Алтае. ДНК из 50 000-летнего фрагмента кости пальца настолько отличалась от любой известной неандертальской генетической последовательности, что исследователи пришли к выводу о ее принадлежности к отдельной группе людей. Позже ДНК денисовского человека обнаружилась еще в двух зубах из Денисовой пещеры.

Сейчас немецкие исследователи добавили четвертую находку – потертый молочный зуб денисовской девочки, которой предположительно было 10-12 лет. Зуб был найден в геологическом слое, образованном 227 000 — 128 000 лет назад, что делает его старейшим из всех образцов. Анализ ДНК это подтверждает: девочка, которой принадлежал этот зуб, скорее всего, жила на 20-40 тысяч лет раньше, чем представители денисовских людей, останки которых были опознаны ранее.

Slon et al. Sci. Adv. 2017; 3: e1700186

Несмотря на временные различия, ДНК нового образца очень похожа на генетический материал, извлеченный из трех более «молодых» окаменелостей. Исследователи говорят о том, что численность денисовских людей оставалась крайне низкой на протяжении долгого времени. Кроме того, они имели достаточное маленькое генетическое разнообразие.

Однако, как отмечает исследователь Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Германии Вивиан Слон (Viviane Slon), им пока еще сложно подтвердить свою гипотезу, так как из древнего зуба удалось восстановить слишком мало оригинальной ДНК – всего 1,5% ядерного генома.

«Чтобы действительно исследовать генетическое разнообразие этой группы с течением времени, нам нужно восстановить полные геномы и у других представителей», — говорит она.

Это означает, что Вивиан Слон вместе со своими коллегами будет пытаться найти генетический материал денисовских людей в останках, обнаруженных в других районах Восточной Азии. Есть хороший процент вероятности, что денисовские люди были достаточно широко распространены по всему региону: некоторые современные жители Восточной Азии и Океании имеют схожую часть ДНК. Это свидетельствует о том, что денисовские люди пересекались с представителями современных людей, которые прибыли на территорию гораздо позже.