Особенности рациона древних людей: почему каннибализм был не выгоден нашим предкам

В 2017 году британские ученые выяснили, что древним людям было невыгодно охотиться и поедать себе подобных, а каннибализм носил в основном ритуальный характер.
Christian Paul Stobbe / Unsplash

Люди по праву считаются самой опасной добычей в царстве животных, но вот самыми питательными их точно не назовешь, хотя человеческое мясо весьма калорийно. Последнее исследование, основанное на подсчете количества калорий в теле обычного человека, доказывает, что употребление человеком в пищу себе подобных было в основном ритуальным, а не ради насыщения — по крайней мере, в среде гоминидов, включая Homo erectus, H. anteсessor, неандертальцев и современных людей.

Чтобы выяснить, сколько калорий содержит тело средней массы, исследователи обратились к другим работам, проводимым с 1945 по 1956 годы, в которых содержалось описание подробного химического состава четырех взрослых мужчин, завещавших свое тело науке. Оказалось, что в среднем взрослый мужчина содержит 125 822 калории (в основном благодаря жиру и белкам), что достаточно для удовлетворения суточной нормы питания для 60 человек. Стоит отметить, что калорийнее всего, разумеется, жиры (49 399 калорий), а вот наименее калорийной частью человеческого тела являются зубы (всего 36 калорий). Эти числа представляют собой нижний предел, поскольку неандертальцы и некоторые другие вымершие гоминиды, судя по всему, обладали большей мышечной массой и нуждались в большем количестве пищи.

Как бы то ни было, в сравнении с другими животными, составлявшими рацион древних людей, поедание себе подобных было невыгодно и слишком опасно. Мамонт в среднем обеспечивал племя 3 600 000 калорий, шерстистый носорог — 1 260 000, а зубр — 979 200, причем поймать их было в разы проще, а рог и шкуры шли на хозяйственные нужды, заключают исследователи. Результаты их анализа в 2017 году были опубликованы в журнале Scientific Reports.

В некоторых палеолитических памятниках Европы, возраст которых составляет 936 000-147 000 лет, ученым и в самом деле удалось найти свидетельства каннибализма, которые могут быть расценены как необходимая мера в случае голода или простое нежелание «потратить зря» абсолютно здоровое тело, умершее от естественных причин. Но в большинстве случаев, как считают исследователи, доисторический каннибализм все же носил ритуальную природу.

Галия Шуакбаева