Лекарства оседлали звуковые волны и доехали до больных клеток

Исследователи из Mассачусетского технологического института и женской больницы Бригхэма в Бостоне нашли способ легко и быстро доставлять молекулы РНК к клеткам кишечника при помощи ультразвука.
Лекарства оседлали звуковые волны и доехали до больных клеток
Ella Maru Studio/ MIT News

Отдельные молекулы малых интерферирующих РНК (siRNA) способны усилить или ингибировать выработку клетками отдельных белков, «выключая» и «включая» отдельные гены. Это часто помогает в лечении болезней, но используется пока редко, поскольку этот метод требует очень точной доставки лекарств к нужным тканям и их транспорт внутрь клеток. Особенно трудно доставить принятые перорально РНК в кишечник, поскольку нуклеиновые кислоты легко расщепляются в желудке. Чтобы довести лекарство до кишечника, нужно значительно ускорить его движение по желудочно-кишечному тракту.

На сегодняшний день существуют разные способы точечной доставки действующих компонентов лекарств: от химических модификаций молекулы лекарства до нанороботов, которые запускаются в кровеносные сосуды и плывут к месту десанта. Методика, предложенная группой Карла Шоэльхаммера (Carl Schoellhammer), проще в реализации и дешевле: ученые использовали только звуковые волны.

По методике Шоэльхаммера молекулы РНК попадают в клетку при помощи феномена, известного как кавитация (образования в жидкости полостей, заполненных паром самой жидкости). Низкочастотный ультразвук создает в межклеточной жидкости пузырьки, в которые попадает и РНК. Когда такие пузырьки лопаются возле клеточной мембраны, поток жидкости и газа разгоняет РНК, помогая ей проникнуть в клетку.

Опробовать методику удалось в экспериментах на мышах, страдающих от воспалительных заболеваний кишечника. Ультразвуковые сигналы доставили молекулы РНК к клеткам пораженных болезнью участков кишечника и остановили в клетках синтез белка-участника воспалительного процесса. Ученые рассчитывают с помощью нового метода научиться лечить и другие болезни в других участках кишечника и других органах.

Результаты исследования опубликованы в журнале Gastroenterology, кратко о нем рассказывает сайт MIT.