Что случится с водой в открытом космосе: испарится или превратится в лед?

Рассказываем, что произойдет с жидкой водой комнатной температуры при атмосферном давлении, если вылить ее в открытый космос.
Что случится с водой в открытом космосе: испарится или превратится в лед?

Космос — очень, очень холодное место (вот здесь мы писали о том, где во Вселенной находится самая холодная точка с температурой вещества 0,5 К). На сильном холоде, как подсказывает нам жизненный опыт, вода превращается в лед — кристаллизуется.

Но космос — это еще и самый близкий к идеальному вакуум, до которого можно дотянуться. Одна атмосфера эквивалентна давлению 6 x 1022 атомов водорода на квадратный метр. В лучших вакуумных камерах на Земле ученые создают давление в миллиарды раз меньшее, но в межзвездном пространстве оно опускается в миллионы и миллиарды раз ниже земных технических рекордов.

А при пониженном давлении вода переходит в газообразное состояние — кипит.

Так что же произойдет, если жидкая вода окажется одновременно при очень низком давлении и очень низкой температуре — замерзнет или мгновенно вскипит, превратившись в газ? Ответ — в теплоемкости воды. Космос холоден, но даже в межгалактическом пространстве вода очень неплохо сохраняет то тепло, которое ей когда-то сообщили. Резко охладить ее до температуры, близкой к абсолютному нолю, невозможно — слишком велика разница между комнатной (293 К) и средней по космосу. К тому же в момент, когда вода окажется в безвоздушном холодном мраке, силы поверхностного натяжения сформируют водяные сферы, и площадь охлаждения станет минимальной.

Что случится с водой в космосе

Таким образом процесс охлаждения будет идти невероятно медленно — по крайней мере до тех пор, пока каждая молекула не окажется сама по себе, вдалеке от других уголков H2O.

А что помешает молекулам воды кинуться врассыпную? Ведь давление станет пренебрежимо мало, и переход в газообразное состояние может произойти совершенно мгновенно! Когда же молекулы или группы молекул воды окажутся относительно далеко друг от друга в облаке газа, они мгновенно растеряют кинетическую энергию, и их температура резко упадет. В каком агрегатном состоянии вода окажется тогда? Чтобы ответить, взглянем на фазовую диаграмму воды. Из нее видно, что если температура падает до -50°C, то никакое низкое давление уже неспособно сделать ее жидкой или газообразной.

Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам

Юрий Харитонов
Юрий Харитонов 21 Ноября 2021, 18:32
Чот случиться с обществом, если рекламу уничтожить как явление жизни.
Юрий Харитонов
Юрий Харитонов 21 Ноября 2021, 18:32
Чот случиться с обществом, если рекламу уничтожить как явление жизни.
Mass Mass
Mass Mass 21 Ноября 2021, 15:45
отсюда предположение если в это облачко влетит на большой скорости спутник то его прошьет насквозь этими крепкими кристаликами-может лучше так спутники сбивать?
Олег Гришков
Олег Гришков 17 Мая 2020, 19:42
Неужели вас не оскорбляют статьи такого рода? Они спорят, они предполагают, а в это время космонавты на МКС жонглируют апельсинами, мучают капельку воды, и бог знает что творят с роботом Федором. Но вам Василий Парфенов, конечно все понятно, и последовательность событий конечно же такова..)
Max.Brown 27 Июля 2021, 18:49
На МКС космонавты находятся в космосе, но не в вакууме. Если разгерметизировать станцию, капельки воды моментально испарятся.
Василий Парфенов
Василий Парфенов 28 Января 2020, 11:47
Прямым текстом написано Итак, последовательность событий такова: попадая в открытый космос, вода сначала мгновенно становится газообразной, а затем замерзает в виде крошечных льдинок, заполняющих межзвездную пустоту.
Виктор Антонов
Виктор Антонов 26 Января 2020, 15:51
Вообщем ни чего не понял. Вы можете не объяснять процесс, а сказать ДА или НЕТ! Да и вообще вы теоретики, пишите целые статьи, а что взять и вылить воду в космосе слабо? Уверен, что у всех стран, что летали на орбиту, так и делали. Все опыты, даже самые смешные, ЗАСЕКРЕЧЕНЫ И СКРЫТЫ ОТ ПРОСТОГО НАРОДА!
Max.Brown 27 Июля 2021, 18:50
Засекречены только от дураков. Но от них всё засекречено.
Даниил Евдокимов
Даниил Евдокимов 13 Апреля 2019, 21:33
Если в воду добавить ссоль.Она превратиться в лёд в космосе
Александр Кривцов
Александр Кривцов 03 Января 2019, 01:36
Итак, литр воды при комнатной температуре в пустоте и невесомости, снаружи тепло не поступает. Температура кипения явно ниже комнатной, начинается пузырьковое парообразование по всему объему (внутри давление чуть больше наружного вакуума, но только за счет поверхностного натяжения). На него требуется 2260 кДж тепла (на самом деле больше, теплота парообразования с уменьшением давления увеличивается). Это 540 кг*кал, то есть если исходная температура воды 540 Кельвина, этого тепла хватит на испарение. Так что замерзать начнет тоже по всему объему, там немножко спасет 330 кДж тепла от кристаллизации при замерзании. Мне кажется, распухнет в виде пористого льда, но не разлетится.
Max.Brown 27 Июля 2021, 18:55
Именно что разлетится. Потому что кипеть начнёт по всему объёму, и образующиеся пузыри пара разорвут сколь-либо крупный шар воды на брызги. Силы поверхностного натяжения не хватит, чтобы удержать его вместе. (Речь, понятное дело, не идёт о шаре воды размером с планету).