Когда человек становится взрослым? С точки зрения гражданского кодекса Российской Федерации — в день восемнадцатилетия. Но с точки зрения нейробиологии все не так просто. Cегодня в журнале Neuron появилась публикация профессора Гарварда Лии Сомервиль (Leah H. Somerville), в которой ученый излагает результаты многолетней работы по изучению того, как взрослеет человеческий мозг.
Когда мозг становится взрослым? Науке неизвестно

Профессор Сомервиль — частый гость в зале суда. Юристы просят ее рассказать о том, как человек принимает решения, и главное — с какого момента человека можно считать взрослым. «Мне постоянно задают один и тот же вопрос: когда мозг можно считать окончательно сформировавшимся? На самом деле ни я, ни мои коллеги не знают ответа.», — рассказала Сомервиль New York Times.

Мозг человека перестает увеличиваться в объеме к десяти годам, но формирование нейронных связей и отладка механизмов взаимодействия между разными частями мозга продолжается еще долго. Со временем эти процессы замедляются, но не прекращаются иногда до самой старости. Сомервиль отмечает, что большая часть связей окончательно формируется к тридцати годам.

Подростки не уступают взрослым в решении логических задач, но их мозг все-таки работает по‑другому. У детей и тинейджеров одновременно работают расположенные рядом зоны, в то время как в мозге людей старше тридцати слаженно работают нейроны, расположенные в самых разных, иногда довольно далеких друг от друга местах.

Малолетние преступники чаще всего совершают правонарушения под влиянием сильных переживаний. Малолетние преступники чаще всего совершают правонарушения под влиянием сильных переживаний.

Возможно, именно эта особенность делает подростков и детей такими вспыльчивыми и импульсивными, пишет Сомервиль. В одном из ее экспериментов молодых взрослых, подростков и людей старше 30 просили лечь в аппарат для фМРТ и смотреть на экран, нажимая на кнопку в тот момент, когда появлялось изображение лица с определенным выражением — например, радостным или злым. При этом некоторым участникам эксперимента говорили, что в конце они услышат резкий громкий звук. Представители старшего поколения одинаково хорошо справлялись с заданием и тогда, когда не знали о звуке, и тогда, когда были предупреждены. А вот подростки и 25-летние отвлекались на переживания, нервничали и выполняли задание хуже, чем тогда, когда им давали работать в спокойной обстановке.

Приблизительно до тридцати, в мозге не успевают выстроиться механизмы, которые отделяют эмоции от мыслей, считает Сомервиль. Ее мнение подтверждает статистика преступлений, совершенных молодыми людьми: они гораздо чаще совершают правонарушения если бывают разозлены, напуганы или находятся под воздействием алкоголя и других наркотиков. Старших правонарушителей чаще толкает на преступление холодный расчет.

Коментарий Лии Сомервиль доступен на сайте журнала Neuron.