Строительство дорог разделило сушу на 600 000 кусков, большая часть которых имеет слишком маленькую площадь для нормального фунционирования экосистем. Работу об этом опубликовала в журнале Science международная группа исследователей.
Создана карта мирового бездорожья
Pierre L. Ibisch et al. / Science
Карта участков бездорожья, охраняемых Международным союзом охраны природы

Площадь мест, не пересеченных ни одной дорогой, стремительно сокращается. Самые большие оазисы бездорожья сохранились в лесах Амазонии, сибирской тайге и тундре.

Дороги разрушают экосистемы не только в процессе строительства. Они служат искуственными границами ля миграции многих видов. Кроме того, они не строятся просто так: вдоль дорог осваиваются целинные земли, строятся промышленные объекты и жилье. Транспорт убивает животных и загрязняет атмосферу; ученые определили, что на протяжении километра по обе стороны дороги экосистема меняется, приспосабливаясь к последствиям строительства эксплуатации.

Карта бездорожья. Pierre L. Ibisch et al. / Science Цвет территории зависит от ее экологической ценности.

Исследователи проанализировали дорожные каты, общая протяженность дорог на которых составляет 36 миллионов километров, и подсчитали, что на Земле существует 600 000 неосвоенных участков, со всех сторон ограниченных дорогами. Площадь половины таких участков не превышает 1 квадратного километра, и только 7% больше 100 км2. Более того, только на трети таких участков сохраняются нетронутые человеком экосистемы.

К 2050 году люди увеличат общую протяженность дорог на 60%, и нетронутых участков живой природы останется совсем мало. Только 5% диких территорий защищены законодательством.

«Сейчас нам нужна глобальная стратегия защиты территорий без дорог: охрана живой природы, восстановление поврежденных экосистем и постоянный мониторинг и состояния», считает руководитель исследования, немецкий эколог Рьер Ибих (Pierre Ibisch). Он призвал правительства всего мира избегать строительства новых дорог на целинных землях и в неосвоенных районах.