Почему не все люди могут унюхать спаржу в своей моче: новые исследования

После плотного обеда с овощами некоторые из вас могут заметить, что их моча пахнет как-то странно и неприятно. И если раньше вы думали, что это всего лишь фантазия, то знайте: ученые доказали, что спаржа на самом деле придает моче мерзкий аромат. Но почему это замечают далеко не все?
Почему не все люди могут унюхать спаржу в своей моче: новые исследования

В мире есть два типа людей: те, которые считают, что моча пахнет странно после того, как они отобедают спаржей, и те, что этого не замечают. В журнале British Medical Journal ученые провели серьезные исследования этих, на первый взгляд весьма странных людей, и выяснили что все дело в генетических мутациях, а вовсе не в необычайно развитой фантазии.

Но почему же запах спаржи пропитывает мочу? Виновато в этом химическое соединение под названием asparagusic acid (C4H6O2S2), кислота, которую организм человека разлагает на зловонные серосодержащие соединения. В отличие от самой кислоты, переваренные соединения летучи, что означает, что уже при комнатной температуре они переходят из жидкого в газовое состояние и испаряются. Именно поэтому сразу после похода по-маленькому вы можете ощутить странный, весьма неприятный запах.

Большинство исследований показало, что все люди продуцируют эти соединения после употребления спаржи, но у большинства людей нет подходящих обонятельных рецепторов, чтобы их почувствовать. Речь здесь идет не о расовых различиях: некоторым достаточно съесть пару кусочков, чтобы почувствовать запах, в то время как другим нужно употребить спаржу вместо полноценного обеда.

В исследовании, опубликованном во вторник, ученые под руководством Сары Маркт и Лорелей Муцци из Harvard T.H. Chan School of Public Health решили углубиться в тайну зловонной спаржевой мочи. Они сообщают, что 40% (2748/6909) из приглашенных на тестирование людей чувствуют, что аромат их выделений поменялся после употребления спаржи. При этом женщины, хоть и обладают более острым обонянием, менее склонны сообщать о том, что они что-то почувствовали. Сара считает, что все дело здесь не в генетике, а в излишней скромности некоторых женщин, которые просто не смогли сказать координатору исследования о том, что их моча пахнет неприятно. В повседневной жизни, впрочем, женщины и в самом деле могут реже замечать подобные флюиды из-за своей позы во время мочеиспускания.

Ученые выявили 871 одиночный нуклеотидный полиморфизм (ОНП или SNP), которые, как им кажется, коррелируют со «спаржевой аносмией», т. е. тем самым умением учуять неприятный запах. ОНП — это наиболее распространенный вид генетической вариации блока ДНК или нуклеотида. Все они были найдены в генах, так или иначе связанных с чувствительностью к запахам. Мы, наверное, никогда не узнаем, по какой прихоти эволюция позволяет некоторым людям пребывать в блаженном неведении относительно того, как пахнут их выделения. И это очень хорошо.

Стас Толокольников
Стас Толокольников 07 Июня 2021, 18:36
Дорогая редакция, у меня вопрос. Зачем вообще люди нюхают свою мочу?