Нейробиологи из США разглядели в росписи Сикстинской капеллы в Риме зашифрованное нейроанатомическое послание, оставленное великим художником высокого Возрождения Микеланджело.
Нейробиологи нашли разгадку фрески Микеланджело

Микеланджело Буонаротти — один из самых знаменитых в мире художников, автор росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, был не только мастером живописи, но и знатоком анатомии. С 17 лет он собственноручно вскрывал трупы и изучал строение человеческого тела, и приобретенные в в процессе знания воплощались в его анатомически безупречных изображениях человеческого тела.

Именно поэтому историков искусства всегда поражала одна из центральных работ Микеланджело, работая над которой гений Возрождения, кажется, забыл, как устроена человеческая шея. Прямо над алтарем в Сикстинской капелле парит фигура Бога кисти Микеланджело. Бог изображен в виде могучего мужчины с седой бородой в развевающихся одеждах. Удивительно, что на шее у изображенного мужчины присутствуют линии, которых на шее, казалось бы, быть не должно. Кроме того, этот участок фреск освещен не так, как все остальные: на фреске свет падает из нижнего левого угла, а шея Бога как будто освещена светом, направленным прямо.

Фото

Ян Сук и Рафаэль Тамарго, нейробиологи из медицинской школы имени Джона Хопкинса в США смогли объяснить более чем пятивековую загадку неожиданно неграмотного анатомически и с точки зрения передачи света фрагмента кисти великого мастера.

В очертаниях шеи Бога Микеланджело изобразил знакомый ему по анатомическим упражнениям фрагмент человеческого мозга — мозговой ствол, который продолжает спинной мозг. А в складках ткани, прикрывющей тело Бога, ученые увидели изображение спинного мозга. Результаты исследования Сук и Тамарго опубликовали в научном журнале Neurosurgery.

Можно было бы приписать это открытие привычке человека видеть повсюду знакомые объекты: Сук и Тамарго — нейробиологи, по роду деятельности они очень часто видят человеческий мозг. Возможно, именно поэтому они смогли разглядеть мозговой ствол и зрительный нерв на шее Бога, парящего над алтарем в Ватикане и занятого разделением света и тьмы.

Но в пользу их теории говорят другие свидетельства любви Микеланджело к анатомии. В росписи Сикстинской капеллы, в частности, уже находили изображения других органов, в частности, почек.