Экспедиция в Чиксулуб: ученые разгадали тайну ударных кратеров

Ученые НАСА наконец совершили то, о чем геологи (и, как ни странно, астрономы) мечтали десятилетиями. Они погрузились на дно океана, в сердце древнейшего на Земле ударного кратера Чиксулуб, который, как полагают большая часть научного сообщества, остался от удара огромного метеорита, 66 миллионов лет назад уничтожившего динозавров.
Экспедиция в Чиксулуб: ученые разгадали тайну ударных кратеров

Мы уже писали про то, что во время падения метеоритов на планету часто возникают радиальные кратеры, напоминающие расходящиеся по воде круги. Сегодня ученые опубликовали результаты первой буровой экспедиции в Чиксулуб, древний ударный кратер на полуострове Юкатан, Мексика. Считается, что этот кратер образовался от падения огромного метеорита, который привел к необратимым климатическим изменениям, погубившим динозавров 66 миллионов лет назад.

Открытие исследователей подтвердило то, что гранитные валуны из недр земной коры и в самом деле находятся на вершине осадочных пород, а это значит, что гипотеза образования радиальных кратеров наконец подтвердилась. И пускай на земле Чиксулуб единственный из сохранившихся в наши дни кратеров такого вида, на других планетах Солнечной системы их очень и очень много. К примеру, в прошлом месяце ученые НАСА с помощью предположили, что пиковые кольца в пределах ударного бассейна Ориенталь на Луне, вероятно, сформировались таким же образом.

Команда исследователей углубилась в земные недра, чтобы исследовать эпицентр одного из самых значимых мировых катаклизмов. Чтобы проникнуть в самое сердце кратера, ученым пришлось углубиться на 670 в породу, лежащую под морским дном, для чего команда привлекла к работе буровую платформу. Образцы на такой глубине содержат фрагменты тех самых коренных гранитных пород, которые вырвались из Земли от удара огромного астероида. Перед тем, как погружаться вглубь моря, они уже опробовали технологию бурения на суше. Но это первый случай, когда исследователи погружаются внутрь так называемого «пикового кольца» — радиального каменного гребня внутри непосредственно самого ударного кратера. Подобные кратеры были обнаружены на Луне, Марсе и даже Меркурии, но на Земле подобные исследования проводятся впервые.

Внимательное изучение пиковых кольцевых пород позволит ученым проверить модель образования кратера и определить, было ли это место одним из первых, где после удара появилась микроскопическая фауна. Само пиковое кольцо образуется всего в течение нескольких минут. Сразу после удара расплавленная мантия вздымается на высоту порядка 10 км, а затем рушится вниз, образуя тот самый радиальный гребень. Нечто похожее вы можете наблюдать, если кинете в воду крупный булыжник. После этого породы остывают и формируется пиковое кольцо, состоящее из кусков корневой породы. А уже в последующие часы океаническое цунами приносит в огромный кратер массы донного песка, после чего начинается известковое отложение, которые длится миллионы лет.

Полный рассказ о том, как проходили раскопки и какие уникальные находки обнаружили ученые в процессе работы, вы можете прочесть на портале журнала Sciense.