Кеплер 11145123: самая круглая звезда в космосе

С помощью новой методики анализа информации команда ученых из Института Макса Планка нашла в обозримой Вселенной звезду, которая на данный момент является самым круглым космическим объектом.
Кеплер 11145123: самая круглая звезда в космосе

Звезды не являются идеальными сферами вследствие центробежной силы. Однако ученые выяснили, что на расстоянии порядка 5000 световых лет от Солнечной системы есть звезда, которая является самым круглым объектом из всех, что открыты на данный момент во Вселенной.

Новое исследование, опубликованное в Science Advances, идентифицирует звезду Kepler 11145123 как наиболее сферически симметричный объект из когда-либо наблюдавшихся в космосе. Группа ученых под руководством Лорана Гизона из Института Макса Планка в Германии измерила форму этой звезды, использовав новую технику, которая определяет то, как звезда периодически сжимается и расширяется с точки зрения наблюдателя на Земле. Отслеживая эти колебания, ученые могут вывести форму удаленного объекта с высочайшей точностью.

Когда звезды вращаются, что слегка сплющиваются под действием центробежной силы. Соответственно, чем быстрее вращается звезда, тем более приплюснутой она становится на полюсах, в то время как экваториальная часть растягивается вширь. Но Кеплер 11145123 вращается медленно (мучительно медленно, примерно в три раза медленнее, чем наше Солнце, а оно вращается всего лишь один раз в 27 дней), в результате чего центробежная сила его практически не деформирует. Используя данные, собранные с помощью космического телескопа Kepler, команда Гизона выяснила, что разница в радиусе между экватором и полюсами находится всего в 3 км, плюс-минус полтора километра.

Конечно, это не похоже на «самый круглый объект», но давайте посмотрим на это с другой стороны. У нашего Солнца разница между экватором и полюсами составляет 10 км, у Земли она и вовсе порядка 21 км. Более того, Кеплер 11145123 в два раза больше нашего Солнца, что делает жалкую разницу в 3 км практически незаметной. Команда Гизона тем временем составила список всех потенциальных супер-сферичных звезд и планирует использовать свою новую методику для того, чтобы измерить их. Интересно, как долго Кеплер 11145123 будет возглавлять этот список и не отыщется ли в ближайшем времени еще более круглое светило?