Физикам удалось измерить продолжительность события, длившегося несколько аттосекунд

Физикам впервые удалось зафиксировать и засечь время события, произошедшего внутри атома, с точностью до одной триллионной одной миллиардной секунды.

Когда свет воздействует на электроны в атоме, их состояние изменяется за такие малые доли секунды, что успеть зафиксировать происходящие за это время события раньше представлялось невозможным. Однако группе физиков из университета Мюнхена и Института квантовой оптики общества Макса Планка удалось измерить длительность одного такого изменения.

Когда фотон взаимодействует с атомом гелия, состоящим из двух протонов, двух нейтронов и двух электронов, энергия, которую фотон сообщает атому, расходуется на возбуждение одного или обоих электронов. В результате либо один из электронов покидает атом гелия, либо энергия распределяется между обоими электронами. Это явление, открытое еще Альбертом Энштейном, называется фотоионизацией и длится от 5 до 15 аттосекунд (10-18 с). Немецким физикам удалось измерить его продолжительность с точностью до зептосекунды — одной триллионной одной миллиардной секунды (10-21 с).

Чтобы наблюдать за процессами, происходящими с такой скоростью, нужно устройство, назовем его условно фотоаппаратом, которое способно делать триллионы кадров секунду. Его роль в эксперименте немецких ученых выполнили лазеры. Сначала на отдельный атом гелия направили ультрафиолетовый лазер, включавшийся на одну аттосекунду (10-18 с), чтобы привести электроны в возбужденное состояние. Одновременно второй, инфракрасный, лазер светил на атом гелия веансами по одной фемтосекунде (10-15 с). Отделившийся в результате фотоионизации ультрафиолетом электрон засекали при помощи инфракрасного лазера и, измеряя его показатели, делали вывод о том, сколько времени прошло со времни его возбуждения. Таким образом ученым удалось впервые в истории изучить распределение энергии между электронами при фотоионизации в последние несколько аттосекунд перед отделением одного из них от атома.

Результаты исследования опубликованы в журнале PHYSICAL REVIEW LETTERS.