Живые клетки оказались похожи на нейтронные звезды

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Physical Review C, у клеток живых организмов и нейтронных звезд есть кое-что общее.

В цитоплазме клетки находится очень сложно устроенная органелла — эндоплазматическая сеть (ЭПС), или ретикулум. Она состоит из множества каналов, трубочек, полостей и пузырьков, окруженных мембраной. В хитросплетениях эндоплазматической сети происходят ключевые обменные процессы клетки. Два года назад физик Грег Хьюбер из Калифорнийского университета (Greg Huber) изучил строение ЭПС и их физику. В частности, они изучали свойства рамп Терасаки — спиральных «лестниц», соединяющих гладкие «этажи» эндоплазматической сети (сам ученый сравнивает свой предмет изучения с подземными парковками).

Случайно натолкнувшись на работу физика Чарльза Горовица (Charles Horowitz) из университета Индианы, Хьюбер был поражен: в коре нейтронных звезд Горовиц обнаружил структуры, геометрически очень напоминающие рампы Терасаки. Ученые завязали знакомство и стали сравнивать совершенно разные по природе, но странно похожие структуры.

То, что компьютерные модели показывают как содержимое нейтронных звезд, физики называют «ядерной пастой»: там есть трубки (спагетти) и параллельные листы (лазанья), соединенные спиральными формами, напоминающими рампы Терасаки. Однако, несмотря на внешнее сходство, природа этих объектов совершенно разная. В недрах нейтронных звезд действуют законы квантовой механики, а силы, образующие рампы и слои внутри эндоплазматической сети, описываются законами Ньютона. К тому же клеточная «паста» просто огромна по сравнению с космической: мембраны в ЭПС измеряются нанометрами, а космические спагетти состоят из протонов и нейтронов и измеряются в фемтометрах.

Хьюбер полагает, что наличие сходства при столь фундаментальных различиях говорит о существовании неизвестных ученым законов природы, общих для всех уровней взаимодействия материи.