Математики объяснили, как политики манипулируют общественным мнением

Международная группа социологов и математиков при помощи математики выяснила, как меняется общественное мнение, и объяснили так называемый «Эффект Овертона» — феномен, при котором люди отказываются верить в то, что имеет убедительные доказательства.
Математики объяснили, как политики манипулируют общественным мнением

«В человеческом сознании происходят постоянные преобразования тех или иных убеждений, чтобы исключить противоречия между ними. Мы одни из первых, кто стал учитывать образующиеся в ходе этого внутреннего процесса логические связи между убеждениями. Мы показали, как наличие этих связей может менять общественное мнение. И самое важное, что мы смогли изучить предложенные модели с помощью строгих математических методов», — цитирует ТАСС слова Антона Проскурникова, старшегонаучного сотрудника Университета ИТМО в Санкт-Петербурге.

В девяностые годы американский журналист описал смену картины мира, общепринятой для большинства людей. Сейчас этот процесс часто называют «Окном Овертона». Проскурников и его коллеги из Италии, России и США создали математическую модель этого процесса на примере динамики общественного мнения в США до и после заявления госсекретаря Колина Пауэлла о том, что в Ираке есть химическое оружие.

Модель состояла из нескольких сотен персонажей, наделенных набором мнений и инструментами влияния на других разной эффективности. Ученые запускали в устоявшееся «общество» моделей новую идею и наблюдали за тем, как она распространяется.

Ученые предположили, что в 2003 году многие американцы рассуждали следующим образом: у Саддама Хуссейна есть запасы оружия массового уничтожения в Ираке, что это является угрозой для США; поэтому вторжение США в Ирак будет борьбой за безопасность.

Когда реальных доказательств наличия химического оружия в Ираке не оказалось и многие американцы «разочаровались» в первом убеждении, это привело к поляризации мнений и к ярко выраженной неприязни по отношению к войне. Общественное мнение изменилось, когда было разрушено первое (ложное) звено в цепочке заключений.

По мнению авторов статьи, модель поможет искать примеры манипуляции общественным мнением и бороться с такими сдвигами «окна», которые были произведены правительством Джорджа Буша во время развязывания войны в Ираке.