Мозг выключает совесть, если человек много врет

Маленькая ложь влечет за собой большую. Это сказал не Лев Толстой и не Энштейн, в этом убедились исследователи из Университетского колледжа Лондона, исследовав, как человеческий мозг реагирует на обман.
Мозг выключает совесть, если человек много врет

Ученые проводили сканирование мозга участников эксперимента, в котором участники могли соврать или не соврать при ответе на вопрос и получить небольшой бонус, обманув задающего вопрос. Выяснилось, что амигдала (миндалевидное тело) — часть мозга, работу которой связывают с переживаниями — была очень активна, когда люди решались на ложь в первый раз, однако с каждой последующей ложью миндалина возбуждалась все меньше, даже если масштаб лжи становился гораздо больше. Более того, чем больше была задержка между ложью и реакцией миндалины, тем на более серьезную ложь решались участники эксперимента в следующий раз.

«Когда мы обманываем ради личной выгоды, амигдала возбуждается, заставляя нас переживать неприятные ощущения — чувство вины. Именно оно ограничивает нашу способность ко лжи. Однако по мере того, как человек говорит неправду, реакция амигдалы сходит на нет. Маленькая ложь дает дорогу более серьезным и лишает человека способности чувствовать вину за свою ложь», — поясняет Тали Шарот (Tali Sharot), ведущий автор исследования.

В исследовании участвовало 80 человек. Каждому участнику нужно было угадать количество монеток в банке и отправить письмо, содержащее предполагаемую сумму, невидимому напарнику. Сначала людям говорили, что максимально точная оценка зачтется и им, и партнеру. В других вариантах эксперимента участникам сообщали, что, недооценив или переоценив сумму в банке, они смогут выиграть, в то время как их партнер проиграет. Чем дольше продолжался эксперимент, тем больше участники эксперимента искажали сведения о количестве денег в банке, а возбуждаемость миндалевидного тела в их мозге падала.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Neuroscience.