Как на самом деле выглядит Проксима b: гипотезы ученых

Недавно ученым повезло открыть в системе Альфа Центавра планету, которая в настоящее время считается ближайшей к Земле экзопланетой, на которой возможна жизнь. Но как же выглядит это космическое тело? По мнению исследователей — как угодно, от мира наподобие пушечного ядра до покрытой океаном планеты, наполовину состоящей из воды.
Как на самом деле выглядит Проксима b: гипотезы ученых

В августе этого года астрономы выяснили, что в ближайшей к Солнцу звездной системе, Альфе Центавра, находится планета, в 1,3 раза больше Земли по массе. Сама система состоит из 3 звезд (Альфа Центавра А, Альфа Центавра B и карликовая Проксима Центавра), при этом именно Проксима Центавра является «родным» светилом для этой планеты. Экзопланета, названная Проксима b, вращается на орбите вокруг звезды на расстоянии, сравнимом с десятой долей дистанции между Меркурием и Солнцем. Несмотря на то, что красный карлик в 600 раз слабее Солнца, Проксима b вполне может находиться в «обитаемой» зоне, на которой возможна привычная нам жизнь, поскольку звезда излучает достаточно тепла, чтобы планета была покрыта жидкой водой, а не льдом.

Тем не менее, одной из важнейших деталей, неизвестных до сих пор, является диаметр планеты. Это означает, что астрономы не могут вычислить ее плотность, что в свою очередь ведет к тому, что мы не может предположить, из чего именно сделана экзопланета. Однако некоторые теории на этот счет все-таки существуют. На основании массы Проксимы b, астрофизик Бастьен Бруггер в Астрофизической лаборатории Марселя смоделировал вместе с коллегами то, из чего потенциально может состоять структура небесного тела и какими размерами она на основании этого обладает. «Даже если нам неизвестен радиус планеты, мы все равно можем получить гипотетическое представление о ее структуре», говорит Бруггер. Так, одним из возможных вариантов является то, что планета полностью покрыта океаном, средняя глубина которого составляет 193 километра.

Если Проксима b, как думают некоторые, напоминает пушечное ядро (как Меркурий), то она будет всего на 6% меньше Земли. Эта плотная, полностью высохшая версия планеты будет состоять из металлического стержня, составляющего примерно две третьи массы покрытой скалами внешней оболочки. С другой стороны, если она состоит наполовину из водяного льда, как крупнейший спутник Сатурна, Титан, то экзопланета будет примерно на 40% больше Земли. В этом случае она и будет покрыта глубочайшим океаном, давление в котором будет настолько сильным, что вода так и останется в форме льда, покрывающего скалистую мантию и металлическое ядро.

Впрочем, нет никакой гарантии, что строение планеты будет соответствовать планетам Солнечной системы, как заявляет астроном Франк Марчис, председатель группы исследователей экзопланет в Институте SETI в Калифорнии, которые пока не принимали участия в этом исследовании. Бруггер согласен с его мнением, отмечая, что будущее исследование звезды Проксима Центавра поможет смоделировать более достоверную картину и не обходиться голыми гипотезами. «Благодаря проекту Starshot, мы через 20−40 лет получим фотографии Проксимы b, которые позволят нам понять, как она выглядит на самом деле», обещает он.