Учёные: комета чуть не вызвала вымирание 56 миллионов лет назад

Примерно 56 миллионов лет назад, в первую эпоху после вымирания динозавров, на Америку упала достаточно крупная комета, чье падение чуть не вызвало очередное массовое вымирание жизни и превратило климат Земли в «парник» на несколько сотен тысяч лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
Учёные: комета чуть не вызвала вымирание 56 миллионов лет назад

«Скорее всего, это падение напрямую связано с палеоцен-эоценовым температурным максимумом. Потепление и падение кометы произошли практически одновременно, и это, как мы считаем, не было случайностью. Если связь между кометой и потеплением есть, то это означает, что это изменение климата и связанный с ним выброс углекислоты в атмосферу были фактически мгновенными», — рассказывает Морган Шаллер (Morgan Schaller) из Института Ренессалера в Трое (США).

Речь идет о так называемом Палеоценовым-эоценовом температурном максимуме — периоде крайне теплого климата на Земле, который начался примерно 56 миллионов лет назад, в начале эоцена, эпохи восстановления жизни на планете после вымирания динозавров. Это потепление произошло очень быстро, за 5−20 тысяч лет, и оно продолжалось около 200 тысяч лет. Сегодня ученые используют ПЭТМ в качестве ближайшего аналога текущего глобального потепления.

Температуры во время этого максимума были на 5−8 градусов выше, чем сегодня, благодаря чему вся планета представляла собой тропический сад, даже полюса Земли были свободны ото льда. Наступление этого периода сопровождалось странными изменениями в флоре и фауне океанов, и многими другими необъяснимыми вещами. Все это заставляет геологов ожесточенно спорить насчет того, что именно было причиной этого потепления — извержения вулканов, какие-то другие геологические факторы или что-то еще.

Шаллер и его коллеги открыли неожиданные подтверждения одной из альтернативных теорий, объясняющих это «глобальное потепление» — падения на Землю крупной кометы, изучая отложения эоцена, сформировавшиеся примерно 56 миллионов лет назад, в переходный период между палеоценом и эоценом на территории штата Нью-Джерси.

В этих отложениях ученые нашли так называемые микротектиты и микрокриститы — небольшие шарики из оплавленных пород, которые обычно возникают при падении астероидов или комет, расплавлении и быстром застывании капель пород, выброшенных ими при столкновении с Землей. Химический состав и высокие температуры, при которых возникли эти шарики, указывают на то, что они возникли именно в результате удара небесного тела, а не в ходе извержений вулканов.

В данном случае, как полагают исследователи, на эоценовую Землю упала именно комета, так как кометы содержат в себе большое количество органики и углерода, сгорание и окисление которого могло резко повысить долю СО2 в атмосфере и вызвать резкое потепление климата.

Кроме того, падение астероидов и комет, как выяснили недавно ученые, изучавшие кратер астероида, уничтожившего динозавров, подобные падения могут «выбивать» нефть из недр Земли и поджигать ее, а также провоцировать мощные серии извержений вулканов фактически в любой точке планеты. Все это, как считают Шаллер и его коллеги, могло вызвать палеоцен-эоценовый температурный максимум.

Как это часто бывает в геологии и палеонтологии, подобные выводы уже встретили скептицизм других геологов. Как передает пресс-служба университета Колумбии, два известных геолога, Чарльз Лангмуир (Charles Langmuir) и Джеральд Дикенс (Gerald Dickens), придерживающиеся вулканической теории, уже усомнились в выводах авторов статьи, отметив, что падение кометы не обязательно было связано с потеплением. Проблему осложняет то, что кратер, оставленный этим катаклизмом, пока не найден, и до его обнаружения споры будут только усиливаться.