Пробиотики: панацея или плацебо

Пробиотики — это препараты на основе штаммов бактерий, которые живут в кишечнике человека. Целесообразность их применения всегда была вопросом жарких медицинских дебатов.
Пробиотики: панацея или плацебо

В 2016 году портал Popular Science обсуждал исследования микробиома кишечника человека и слишком общие, по его мнению, выводы касательно требований многих пробиотиков. Он пришел к выводу, что основной проблемой создания эффективных пробиотиков в настоящем времени является то, что культивировать специфические бактерии, обитающие в кишечнике, слишком сложно. Однако немногим позже в журнале Cell Host and Microbe появилась статья, в которой исследователи из Альбертского университета рассказали о том, что им удалось культивировать штаммы бактерий в кишечнике в течение шести месяцев.

Кишечный микробиом, как и любые экосистемы, богат жидкостью и представляет собой взаимосвязанную цепочку сообществ микробов, которые стараются наилучшим образом адаптироваться к использованию того ресурса, который помогает им выжить: пищи, съедаемой человеком. Как бы то ни было, это очень конкурентная среда, и из-за разнообразия бактериальных колоний и их быстрого роста состав этой «сети» постоянно изменяется, смещаясь в сторону наилучшей адаптации к новым условиям потребления. Именно поэтому у разных культур и народов в кишечнике можно обнаружить самые разнообразные микроорганизмы. Пока вы принимаете пробиотики, можно поддерживать рост и развитие определенных популяций бактерий, особенно если принимать их ежедневно. Но как только вы прекратите прием препаратов, их место тут же займут наиболее приспособленные представители местной флоры.

Тем не менее, вопрос остается открытым: целесообразно ли поддерживать подобным искусственным путем популяцию нужных микроорганизмов? Йенс Уолтер, микробиолог из Альбертского университета и ведущий автор исследования, решил проверить, как долго он сможет успешно культивировать штаммы бактерий в кишечнике. Он решил испытать штамм бактерий под названием Bifidobacterium longum, которые содержатся в грудном молоке. По словам Уолтера, эти бактерии попадают в организм новорожденного во время грудного вскармливания и являются основным представителем микробиома человека. Исследователь хотел выяснить, что произойдет, если он пересадит бактерии людям, у которых популяция данного штамма в кишечнике значительно ниже, чем у большинства.

В течение двух недель, Уолтер пытался культивировать бактерии в организмах 22 участников, ежедневно давая им штаммы бактерий в порошковой форме. Шесть месяцев спустя, у 30% пациентов штамм Bifidobacterium еще сохранился. По словам Уолтера, это увеличивает важность целенаправленного воздействия на конкретную нишу микробиома и доказывает, что ликвидация конкретных недостатков микрофлоры человека подобным образом возможна и весьма эффективна.

Впрочем, предстоит провести еще множество исследований, прежде чем можно будет сделать какие-либо окончательные заключения. Возможно, если ученым удастся разработать методы более точного анализа микрофлоры каждого отдельного человека, то в будущем мы вполне можем надеяться на появление «умных» пробиотиков, которые будут помогать решить конкретные, индивидуальные проблемы пациента.