Искусство МРТ: технологии в действии

Магниторезонансная томография может стать основой произведения искусства. И искусство легко становится объектом исследований с помощью МРТ. В общем, в сегодняшнем обзоре видео — удивительный симбиоз телесного и духовного.
Искусство МРТ: технологии в действии

Уже вскоре после открытия рентгеновских лучей, начиная с 1913—1914 гг. художники стали использовать их для создания произведений в этом «прозрачном» стиле. А уже начиная с работ Таскера в 1930-х рентгеновские снимки стали появляться в галереях. Сегодня в художественных салонах можно встретить и не такое: новые научные и медицинские технологии мигом становятся новым инструментом самовыражения. В конце концов, главное — не на что смотрит зритель, а как, и какие чувства это вызывает. Глядя на знаменитый видеоролик журнала Vox, трудно поспорить, что и магнитно-резонансная томография может стать основой настоящего произведения искусства.

В свою очередь, и искусство становится объектом исследований с помощью МРТ. Принцип работы этого метода визуализации внутренних органов и тканей легко объяснить «на пальцах». Для этого мощнейшие магниты создают сильное поле, которое заставляет протоны атомов водорода в организме ориентироваться в нем упорядоченно. Как мириады крошечных стрелок компаса, они направляются по направлению магнитного поля или против него. Затем на них действуют электромагнитным излучением определенной частоты. Поглотив эту энергию, протоны меняют ориентацию, но это возбужденное положение остается неустойчивым, и частицы почти сразу же возвращаются в исходное состояние (релаксируют), испуская избыток энергии. Это излучение и позволяет реконструировать изображение внутренних органов — наглядно механизм работы МРТ объясняет следующий ролик.

Внешнее магнитное поле подается импульсами, меняясь и по силе, и по направлению, что позволяет получать трехмерные и посрезовые изображения тканей любой части тела, под любым углом и направлением — возможность, полезная не только для врачей, но и для ученых. Например, для опубликованной весной 2016 года работы немецкие исследователи использовали МРТ, чтобы выяснить связь между строением речевого тракта и особенностями пения у профессионалов.

Завершим обзор томографией сердца и коронарных сосудов. Она основана на тех же принципах, что и обычная МРТ, но способна устранять шумы, неизбежно возникающие при сканировании органа, который непрерывно движется и сокращается. Для этого томограф использует данные ЭКГ и синхронизирует свою работу ритмом сердцебиения.