Компании Luminosity и LearningRX широко известны благодаря созданию игр и приложений, которые, по заверениям рекламы, «улучшают когнитивные функции мозга». Но стоит ли слепо доверять рекламе? Ответить на это взялась команда профессиональных ученых.
Психологи доказали, что брейн-трейнинг - это шарлатанство

Новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science в интересах общества заключает, что игры для тренировки мозга не работают так, как заявлено в рекламе. Ранее в этом году Федеральная комиссия по торговле уже оштрафовала компанию Luminosity примерно на $2 млн за ложные сведения об эффективности своей продукции и фальшивую научную поддержку. И результаты нового исследования лишь подтверждают это.

Еще в 2014 году консенсус, подписанный более чем 70 учеными, утверждал, что развивающий мозг игры «не предоставляют научно обоснованный способ улучшения когнитивных функций или предотвращения их снижения». Однако спустя несколько месяцев другая группа из 133 ученых опубликовала собственное мнение, в котором приводила множество примеров из научной литературы, демонстрирующих преимущества подобных игр, тренирующих мозг, для различных познавательных задач и повседневной активности.

Профессор психологии Дэниэл Саймонс и его коллеги из Университета штата Иллинойс в качестве предисловия к своей работе задают вопрос «Как же могли две команды ученых исследовать одну и ту же литературу и прийти к противоположным точкам зрения?». Чтобы окончательно прояснить ситуацию, исследователи повторно проанализировали существующие материалы, использовав в качестве источников более 130 опубликованных научных исследований, выдержки из которых обычно цитируют компании, создающие продукты для «мозговой тренировки». Ученые внимательно изучили каждую бумагу, обращая особое внимание на соблюдение всех норм и правил исследований, таких как размер выборки и наличие контрольных групп. Стоит ли говорить, что лишь немногие статьи смогли предоставить по‑настоящему научные, обоснованные данные?

«Основываясь на нашем обширном обзоре литературы, цитируемой брейн-трейнинговыми компаниями в поддержку их продукции, а также на анализе научной литературы, изучающей мозговую деятельность безотносительно этих компаний, мы пришли к выводу, что достаточного числа доказательств, которые говорили бы в пользу игр для тренировки мозга, попросту нет», заключают авторы в исследовании.

Не удивительно, что методики тренировки мозга помогают лучше решать определенный набор головоломок или логических задач. Проблема в том, что они не выходят за рамки этих узких навыков, которые скорее всего не будут иметь никаких прикладных значений и не повлияют на повседневные когнитивные функции, как было заявлено в рекламе. «Было бы здорово изобрести такие игры, которые в самом деле улучшали бы ваши когнитивные способности, но сейчас это просто фантастика», отмечает Симмонс.