Археологи обнаружили окаменелые останки вымершего существа с необычным строением конечностей. Рептилия Drepanosaurus unguicaudatus отличалась лапами, которые были нехарактерны для ее современников, но сильно напоминают строение… муравьедов.
Ископаемая рептилия с необычными лапами: кто заменял муравьедов 212 миллионов лет назад

В статье, опубликованной сегодня в журнале Current Biology, исследователи объявили, что нашли окаменелые останки рептилии с очень странными передними лапами. У наземных позвоночных (иначе «четвероногие» или Tetrapoda) две основные кости предплечья параллельны друг другу, что важно для корректного выполнения моторных функций всех конечностей. Лучевые и локтевые кости в этом случае тоже параллельны, что звучит вполне очевидно.

У птиц, ящеров и даже ихтиозавров эти принципы соблюдены. Но вот у окаменелой ящерицы Drepanosaurus unguicaudatus параллельность костей была нарушена, в результате чего они были смещены под углом друг к другу. Такая структура напоминает скелет другого животного — муравьеда. У них плечевые кости расположены подобным образом для того, чтобы было удобнее раскапывать почву. Это играет жизненно важную роль, ведь основная пища муравьедов, термиты и муравьи, живут именно в верхних слоях почвы, и до них еще надо добраться. Вполне возможно, что эта ящерица в свое время занимала ту же экологическую нишу, что и муравьеды в наши дни, только было это много миллионов лет назад.

Строение конечностей ящерицы сильно отличается от ее современников Строение конечностей ящерицы сильно отличается от ее современников

«Муравьеды используют особую технику рытья, которую мы называем «hook-and-pull» (букв. «цепляй и тяни»), во время которой они используют увеличенный коготь на лапе как рычаг, вгоняя его в слой дерна или земли и вычерпывая его разом», объясняет Адам Притчард, ведущий автор статьи. По его словам, анатомическое строение конечности отлично подходит для того, чтобы выполнять сходные операции, а значит этот механизм эволюция изобрела как минимум за 150 миллионов лет до появления первых муравьедов.