Обнаружена самая яркая двойная звезда

Используя данные, полученные космическим гамма-телескопом «Ферми», специалисты вычислили систему из двух звезд, получившую название LMC P3. Она стала первой гамма-лучевой бинарной звездой, найденной за пределами млечного пути, и самой яркой из известных.
Обнаружена самая яркая двойная звезда

На расстоянии 163 000 световых лет от Земли, в порожденной взрывом сверхновой туманности Большое Магелланово облако, астрофизики обнаружили удивительную звездную систему. Одна из двух звезд в ней в 25−40 раз больше Солнца, а вторая представляет собой ядро коллапсировавшей звезды.

Вращаясь друг вокруг друга, они с определенной частотой излучают гамма-лучи, которые и зафиксировал «Ферми». Такие системы очень редки: в нашей галактике известно шесть гамма-бинарных звезд. Астрофизики очень ценят такие системы, поскольку их регулярное и мощное излучение позволяет получить представления об идущих в них процессах. как правило, система включает нейтронную звезду или черную дыру и излучает большую часть энергии в виде световых волн из гамма-части спектра. LMC P3 является по совместительству самой яркой известной звездной системой в радио- и рентгеновском диапазоне.

LMC P3 заметили еще в 2012 году, когда обсерватория NASA «Чандра» обнаружила сильный источник рентгеновского излучения. Тогда ученым удалось выяснить, что этот источник вращается вокруг крупной молодой звезды намного массивнее Солнца. Тогда было неясно, служит ли источником излучения нейтронная звезда или черная дыра.

В 2015 году группа астрономов из Центра космических полетов Годдарда начала поиск источников гамма-излучения с помощью «Ферми», и обнаружила такой источник в Большом Магеллановом облаке. Когда данные об источниках рентгеновского и гамма-излучения сопоставили, выяснилось, что пик одного всегда приходится на нижний порог другого, и наоборот. тогда астрономы окончательно убедились в том, что рентгеновский источник «Чандры» и гамма-звезда «Ферми» — две части одного целого.

До запуска «Ферми» астрономы полагали, что источников гамма-излучения во вселенной больше. Их редкость — загадка, которую пока только предстоит объяснить. Существует предположение, что гамма-лучи порождают только те нейтронные звезды, которые быстрее прочих крутятся вокруг своей оси.