Мы с жадностью следим за успехами современной медицины, астрономии и робототехники, ожидая прорыва, способного изменить мир к лучшему. Но ведь не каждое научное открытие обязано быть чудодейственным лекарством от рака или технической новинкой, решающей самые заковыристые вопросы. Некоторые открытия скорее… причудливые, но это не уменьшает их ценности.
Сергей Евтушенко

Красные паку — ближайшие родственники пираний, но в отличие от них мяса почти не едят, предпочитая перетирать растительную пищу странными, почти человеческими зубами. Этот тропический вид родом из Южной Америки недавно выловили в США, в… северной части Мичигана. Вероятно, травоядных пираний выпустили на волю разводчики, а те умудрились прижиться в непривычной среде.
Учёные с корабля Nautilus, изучавшие подводный мир Тихого океана, натолкнулись на исключительно редкий вид кальмаров-клёцок Rossia pacifica. Этот крошечный моллюск, выглядящий как плюшевая игрушка, обитает на глубине 1300 метров и обычно не поднимается выше морского дна.
Как на Земле появилась вода? Самая популярная теория — её принесли ледяные астероиды, но доказательств до недавних пор было немного. И вот в Антарктиде обнаружили метеорит, а на нём — опалы (частично состоящие из воды). Изучение камней показало тяжёлые изотопы, указывающие на их внеземное происхождение. Астероид действительно когда-то принёс воду на Землю. Хотя неизвестно, была ли уже на Земле вода до его падения.
«Спят» ли деревья после активного фотосинтеза днём? Финские учёные уверены в том, что да. Используя инфракрасное излучение, чтобы изучать берёзы, они обнаружили закономерность — по ночам листья и ветки опускались, а перед рассветом поднимались назад. Судя по всему, это был собственный цикл деревьев, а не «рефлексы» под воздействием солнечных лучей.
Исследуя мозговые волны спящих австралийских агам, немецкие учёные с изумлением обнаружили у тех фазу быстрого сна, во время которой происходит большая часть сновидений. Прежде эта фаза считалась прерогативой лишь птиц и млекопитающих, но теперь стало ясно, что она возникла значительно раньше у общего предка людей и ящериц.
Учёные следили за Symsagittifera roscoffensis, червеобразными животными неясного систематического положения, уже довольно давно, поскольку те способны на фотосинтез в симбиозе с водорослями. Недавно обнаружили ещё одно явление: «черви» сбиваются в огромные спиралевидные группы, притягивающие всё новые и новые особи, увеличивая площадь водорослей и образуя тем самым более эффективные живые солнечные панели.
Кажется, будто в мире невероятное количество ароматов, но американские учёные вычислили, что каждый из них является комбинацией из 10 основных запахов, доступных человеку. Список следующий: благоухающий, древесно/резиновый, фруктовый (кроме цитрусов), острый/жгучий, химический, мятный, сладкий, попкорновый, тошнотворный и лимонный. Причём запах попкорна присущ широкому разнообразию еды.
Один из самых эффективных антибиотиков был обнаружен в необычном месте — человеческом носу. Именно там живёт болезнетворная бактерия Staphylococcus lugdunensis, которая, впрочем, защищает нас от других инфекций. Производимый ей антибиотик получил название «лугдунин» и показал впечатляющие результаты во время лабораторных испытаний.
Датские учёные провели тщательное исследование на тему, где именно в человеческом организме прячется дух Рождества. Они опросили 20 человек из различных культур, прежде изучая их реакцию на рождественские картинки, печенье и огоньки. Вывод — дух Рождества находится не в сердце, а в мозгу, прецентральной извилине, премоторной коре, верхней и нижней теменной дольках и первичной соматосенсорной коре.
Люди и другие приматы во время сна демонстрируют непроизвольные движения мышц лица, часто напоминающие улыбку. Считается, что именно это в своё время послужило причиной возникновения смеха. При этом японские макаки, изучаемые учёными из Киото, проявляли ту же мимику во сне, что и люди, хоть и являлись нам весьма дальними «родственниками». Возможно, и наш общий предок улыбался в глубокой древности.

Новости серьёзные и не очень, касающиеся животных, планеты и нас самих. О кальмарах и запахах, о спящих ящерицах, деревьях и приматах.

Хотя, если честно, сравнивая с тем, какие удивительные открытия делал человек лет 500 назад, нынешний мир вполне можно считать скучным. Представьте себе, что вы — первый европеец, приплывший, скажем, в Америку! Это вам не «Аэрофлот», рейс Москва — Нью-Йорк. Это настоящее открытие.

Ну ладно, вернёмся к нашим кальмарам.