Эхолокация летучих мышей: новые подробности и открытия

Когда наступает пора отобедать, летучие мыши поднимают головы и шевелят ушами. Оказывается, это на самом деле помогает им охотиться. Большие коричневые летучие мыши (Eptesicus fuscus), обитающие в Северной Америке, координируют подергивания головой с голосовым сонаром, чтобы максимально точно определить приближение добычи.
Эхолокация летучих мышей: новые подробности и открытия

Исследование, опубликованное в PLOS Biology, доказывает, что для выживания в дикой природе животные должны быть в состоянии отличать действительно важные сигналы от «фонового шума», не несущего практической пользы и дезориентирующего их. Люди делают это, фокусируя взгляд на предмете или слега поворачивая голову, чтобы лучше засечь источник звука. О том, как именно двигаются летучие мыши и как это помогает эхолокации, было известно очень и очень мало, так что для ученых это исследование представляло повышенный интерес.

Исследователи взяли для эксперимента три группы E. fuscus и посадили из на специальные платформы так, чтобы лески с насаженными на них червяками болтались на уровне их головы. Каждая леска была связана с набором шкивов и моторчиков. После этого ученые записали то, как ведут себя животные, замеряя их движения и импульсы сонаров. Благодаря светоотражающим маркерам, прикрепленным к ушам летучих мышей, команда увидела каждое движение в деталях.

По мере приближения к добыче, летучая мышь регулирует частоту и длительность импульсов сонара. Затем она поднимает голову и подергивает ушами. Мы обнаружили, что летучая мышь трясет головой, чтобы изменить относительную высоту ушей и расстояние между их кончиками, которые, как оказалось принимают участие в общем позиционировании», пишут исследователи. Чем хаотичнее перемещается наживка, тем энергичнее движется голова мыши. Совмещая эхолокацию с правильным позиционированием, животное точно определяет местоположение добычи. На основе этих данных ученые надеются в будущем смоделировать более совершенные роботизированные эхолокаторы.