Эта Киля: сверхновая-обманщик взрывалась несколько раз

Звездная система Эта Киля на протяжении веков озадачивала астрономов из-за своей изменчивой яркости, которая достигла уровня взрыва сверхновой в XIX веке. Теперь астрономы выяснили, что звезда взрывалась как минимум дважды, что делает ее довольно необычной.
Эта Киля: сверхновая-обманщик взрывалась несколько раз

Звезда может стать сверхновой несколькими способами. Если она достаточно массивная, то когда ядерные реакции внутри ядра останавливаются, внутреннее давление падает и внешние слои попадают в ядро, после чего оно взрывается, извергая содержимое в окружающее пространство. Другой способ — материя может просто накапливаться в белом карлике, пока звезда не станет настолько плотной, что коллапсирует.

Эта Киля не вписывается ни в один из сценариев. В середине 1800-х годов она стала настолько яркой, что затмила большинство звезд в ночном небе перед тем, как угаснуть. Это яркий признак вспышки сверхновой, а газы и твердое вещество из взорвавшейся звезды сформировали отдельную туманность. Однако в 1890 и 1953 году ученые наблюдали увеличение яркости, а в 1998−99 годах яркость и вовсе резко удвоилась. Но разве это возможно?

«Мы называем Эта Киля сверхновой-самозванцем», рассказывает Меган Киминки, аспирант из Университета штата Аризона, США. «Звезда стала очень яркой, так как в 1800-х годах взорвалась большая часть ее содержимого, но она все еще там». Вместе с профессором Натаном Смитом и доктором Меган Рейтер, Киминки изучает фотографии звездной системы, полученные телескопом «Хаббл» за последние два десятилетия. Измерив и оценив движения потоков звездного вещества, команда измерила скорость их распространения и сделала выводы об истории звездной системы. «Похоже на то, как если бы вам пришлось изучать активность древнего вулкана по следам застывшей лавы», говорит Смит.

Результаты оказались весьма интересные. Ученые нашли доказательства целых двух «взрывов»: газ, который находился дальше от туманности, двигался медленнее, чем твердый мусор вблизи. Это означало, что на самом деле они являются продуктами разных выбросов, XIII и XVI веков соответственно. Помимо этого они установили, что Эта Киля — это бинарная звездная система, в которой звезды вращаются вокруг друг друга примерно каждые 5,5 лет, а извержения происходили под разными углами, что весьма нетипично для сверхновых.

Это открытие согласуется с теорией о том, что определенному подклассу умирающих звезд требуется не один, а серия взрывов, чтобы наконец стать сверхновой. На самом деле, Эта Киля наверняка уже взорвалась — ведь свету требуется около 7000 лет для того, чтобы добраться из таких отдаленных уголков космоса.