Ася Казанцева: одежда делает нас умнее?

Лучшее, что можно делать в конце августа, – торговать цивильной одеждой. Даже люди, которые никогда не вылезают из джинсов и футболок (и к тому же давным-давно закончили учиться), в это время поддаются будоражащей атмосфере нового учебного года и с удивлением обнаруживают, что вернулись из магазина счастливыми обладателями приличной рубашки, которую им теперь предстоит регулярно гладить.
Ася Казанцева: одежда делает нас умнее?

Хорошие новости: время, потраченное на возню с утюгом, может быть вознаграждено повышением личной эффективности на работе.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

В прошлом году психологи из Калифорнийского государственного университета попросили студентов принести с собой в лабораторию два комплекта одежды — повседневную и деловую. Испытуемых случайным образом разбили на две группы, попросили переодеться в ту или иную одежду, а потом предложили им выполнить задание. Студенты получали список объектов (например, «верблюд»), и должны были решить, в какой степени они соответствуют предложенным категориям (например, «средство передвижения»). Этот тест, разработанный еще в 1970-х, используется для оценки абстрактного мышления. Считается, что люди, мыслящие отвлеченными категориями, в большей степени склонны соглашаться, что верблюд может рассматриваться как полноправное средство передвижения, трость — как элемент одежды, а санки — как предмет мебели. Во всяком случае, была заметна разница между студентами в пиджаках и студентами в футболках: первые в среднем дали верблюду 5,04 балла по десятибалльной шкале его соответствия транспорту, а вторые — только 3,99 балла. Этот эксперимент, вместе с несколькими подобными, позволил авторам утверждать, что деловая одежда повышает способность к абстрагированию (что, вероятно, полезно во многих видах деятельности).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно понимать, что имеет значение не пиджак сам по себе, а исключительно наши личные представления о том, какую именно одежду носят успешные деловые люди. Если бы мы постоянно встречали на серьезных конференциях топ-менеджеров, наряженных в кружевные топы и леопардовые легинсы, то и нашу концентрацию повышала бы именно такая одежда. В другом известном исследовании, проведенном в Северо-Западном университете (штат Иллинойс), ученые продемонстрировали, что белый халат улучшает внимание человека, который его носит, однако этот эффект выражен хорошо, когда человеку сообщают, что это медицинский халат, и заметно слабее, если одеяние описано как рабочий халат маляра. Так что носить можно все что угодно, но важно верить, что именно эта одежда делает вас более сконцентрированным. И тогда она действительно — это подтверждено экспериментами! — будет оказывать такой эффект.