Эволюция изобретала паразитизм 223 раза

Биологи из Калифорнийского университета пришли к выводу, что эволюция 223 раза создавала паразитов из честных хищников и сторонников других способов питания.
Эволюция изобретала паразитизм 223 раза

В природе есть вещи, которые появились только однажды. Например, сама жизнь: есть несколько свидетельств того, что она зародилась только один раз; все живое на Земле происходит от одного-единственного общего предка. Другое важное событие, одомашнивание собак, произошло как минимум два раза.

А вот паразитизм, как недавно выяснили ученые, появлялся в результате эволюции целых 223 раза (ранее считалось, что это случалось около 60 раз). Сейчас паразитический образ жизни ведет около половины всех известных видов животных.

Больше всего паразитов встречается среди членистоногих. В то же время паразитов почти нет среди вторичноротых — эволюционной ветви, включающей огромное количество видов от морских звезд до человека. Среди млекопитающих паразитов нет: к ним близки некоторые виды летучих мышей, но по определению паразит должен жить в или на хозяине. Паразиты есть не только среди животных: существуют одноклеточные и растения, которые предпочитают такой образ жизни.

Возможно, вы так не думали, но авторы исследования уверены: паразит — не тупиковая ветвь эволюции. Стать паразитом довольно сложно: запутанные пищевые отношения с хозяином не так-то просто начать, поэтому паразиты появлялись довольно редко. Их бурное видообразование продолжалось особенно интенсивно после того, как от таксона отделялся первый паразитический вид. 90% всех описанных видов паразитов входят всего в 10 крупных эволюционных ветвей.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters.