Голоса в голове Жанны д’Арк: от какой болезни могла страдать национальная героиня Франции

Идиопатическая эпилепсия: такой диагноз поставили орлеанской деве в 2006 году итальянские ученые. С тех пор накопилось множество возражений, главным образом основанных на протекании болезни. Через 10 лет ученые пришли к выводу, что Жанна страдала эпилепсией, но какой именно формы, непонятно: нет данных. Возможно, помогут волосы святой, сохранившиеся в сургуче ее писем.

Прошло 10 лет с тех пор, как итальянские ученые Джузеппе д’Орси (Giuseppe d’Orsi) и Паоло Тинупер (Paolo Tinuper) опубликовали гипотезу о том, что французская святая страдала идиопатической эпилепсией. Тогда статья породила жаркие дебаты в научном сообществе: одни ученые соглашались, другие указывали на несоответствие некоторых симптомов классической клинической картине идиопатической эпилепсии.

Через 10 лет ученые тщательно проанализировали главный источник — протоколы инквизиционного процесса, проходившего в Руане в 1431 году. На допросах Жанна подробно описывала то, что она воспринимала как мистический опыт.

Случай Жанны д’Арк представляет такой интерес для врачей как диагностическая задача со многими неизвестными. На идиопатическую эпилепсию указывает характер галлюцинаций — большей частью слуховых, но иногда зрительных (Жанне являлись святая Катерина и святая Маргарита). Так же в пользу этой теории говорит то, что поначалу «голоса» появлялись после того, как девушка слышала громкие удары колокола.

Фото

У пациентов с эпилепсией галлюцинации и припадки часто начинаются в результате действия неожиданных и сильных аудиовизуальных стимулов. Как и у Жанны, припадки больных идиопатической эпилепсией возникают внезапно и продолжаются очень недолго.

Однако судя по документам инквизиции болезнь Жанны очень быстро прогрессировала. Рассказывая о первых «голосах», она упоминает, что слышала их два-три раза в неделю; говоря же о себе во время заключения в Руане, она сообщает: «Не проходит и дня без того, чтобы я не услышала их». Врачи отмечают, что идиопатическая эпилепсия прогрессирует гораздо медленнее.

После многолетних дебатов диагносты сошлись на одном: пока данных недостаточно. Поставить Орлеанской деве диагноз через 600 лет после ее сожжения по одним только рассказам не представляется возможным; однако недавно был обнаружен новый источник сведений.

Некоторые письма, продиктованные Жанной, скреплены сургучом с отпечатком пальца. Иногда сургуч содержит так же фрагменты волос. Ученые рассчитывают выделить эти волосы и секвенировать геном святой; если это удастся, можно будет поставить точный диагноз: небольшой процент эпилептических заболеваний связывается с конкретными мутациями.