Большинство людей любит гармоническую музыку, ведь некоторые созвучия сами по себе звучат гораздо лучше, чем остальные. Именно на это строится вся поп-музыка, вот почему диссонансная музыка вызывает у слушателей головную боль, а «Весну священную» Стравинского освистали на премьере. Только возможно психология и устройство человеческого мозга здесь совершенно не причем.
Почему мы любим гармоническую музыку?

Огромное количество философских и музыковедческих работ построено на том, что гармонические созвучия хороши сами по себе, что не может быть иначе, но новое исследование Массачусетского технологического института и университета Брандейса показывает, что это, возможно, не совсем так. Наша приверженность к определенным музыкальным интервалам вполне возможно произрастает из того, что именно они были традиционными для ранней западной музыки.

Профессор Джош Макдермотт и Рикардо Годой, проводившие исследования, отправились в джунгли Амазонки, чтобы найти людей, которые практически никогда до того не слышали композиций, построенных на классическом музыкальном строе. Ученые провели несколько экспериментов в племени цимани, они хотели узнать, будут ли члены племени демонстрировать приверженность к гармоническим интервалам, и проявят ли они недовольство, услышав дисгармоничные звуки. Также они поставили сходный эксперимент над некоторыми людьми, жившими в этой же области, которые не являлись членами племени, жителями Ла Паза, а также американскими музыкантами и немузыкантами.

Результаты получились крайне красноречивыми. «Среди цимани разница оказалась практически нефиксируемой, — говорит Макдермотт MIT News. — В американской же группе она оказалась гораздо выше, причем музыканты отдавали предпочтение гармонии больше, чем немузыканты». При этом индейцы племени цимани понимали разницу между гармоничными и дисгармоничными аккордами, но гармония не казалась им чем-то лучше дисгармонии, так как никаких изначальных мнений относительно этого вопроса у них не было.

Отсюда можно сделать вывод: по сути все наши вкусы и музыкальные пристрастия базируются на культурной догме. Никакого изначального благозвучия в гармонических аккордах нет, а значит, наш музыкальный вкус — это лишь часть традиции без глубинного психологического или нейрологического базиса.