Детскую привычку грызть ногти назвали профилактикой аллергии

Новозеландские и канадские ученые пришли к выводу, что дети, которые грызут ногти и сосут пальцы, меньше предрасположены к аллергии в дальнейшей жизни. Результаты работы опубликованы в журнале Pediatrics.
Детскую привычку грызть ногти назвали профилактикой аллергии
duncan c / Flickr

Сотрудники Университетов Отаго и Макмастера использовали данные популяционного исследования Dunedin Multidisciplinary Health and Development Study. В ходе него ученые регистрировали различные показатели здоровья новозеландцев, родившихся в Данидине в 1972 и 1973 годах, до достижения ими возраста 38 лет.

Исследователи опрашивали родителей о привычках детей грызть ногти и сосать пальцы, когда им было пять, семь, девять и 11 лет. Склонность к аллергии (атопическую сенситизацию) проверяли кожными пробами со стандартным набором аллергенов в возрасте 13 и 32 лет. Положительным результатом пробы считалась реакция хотя бы на один аллерген. Взаимосвязь интересующих факторов оценивали методом логистической регрессии с поправкой на такие потенциально значимые факторы как пол, атопия у родителей, грудное вскармливание, наличие домашних животных, курение родителей, число живущих в одном доме членов семьи и социоэкономический статус.

Привычки часто грызть ногти или сосать пальцы в возрасте года и позже выявили у 31 процента детей. У таких детей оказалась меньше, чем у сверстников, склонность к аллергии при достижении 13 лет (отношение вероятностей 0,67, р=0,013) и 32 лет (отношение вероятностей 0,61, р=0,001). При этом у детей с обеими привычками атопическая сенситизация оказалась меньше, чем у обладателей одной из них. На риск развития астмы и поллиноза эти привычки не влияли.

По словам исследователя Малколма Сирза (Malcolm Sears), полученные результаты подтверждают гигиеническую гипотезу, впервые высказанную британским эпидемиологом Дэвидом Стрэченом (David Strachan) в 1989 году. Согласно этой гипотезе контакт с грязью и микробами в раннем детстве снижает риск развития аллергии в дальнейшей жизни. «Хотя мы не рекомендуем поддерживать у детей привычки грызть ногти и сосать пальцы, у этих привычек есть и полезная сторона», — пояснил Сирз.

Олег Лищук