Найден способ останавливать рост раковых клеток?

Ученые обнаружили «бесконтактную систему связи» между белками, которые регулируют и направляют рост клеток. Возможно, это открытие проложит путь к удаленному управлению ростом раковых клеток.

Рудигер Кляйн (R?diger Klein) и его коллеги из Института нейробиологии Макса Планка доказали, что Eph-рецепторам не нужно входить в прямой контакт с целевой клеткой, чтобы получить «сообщение».

Среднее человеческое тело (70 кг) по последним расчетам содержит около 30 триллионов клеток. По мере роста каждая из них входит в контакт с множеством других и обменивается с ними информацией. Способов передачи сообщений тоже существует множество: один из них — система эфрин/Eph-рецептор. Она регулирует миграцию клеток и направляет их рост.

Когда молекула эфринов оказывается рядом с рецептором, образуется химический комплекс. Образование комплекса запускает в клетке сложный процесс, в результате которого одна клетка отталкивает другую. Оттолкнувшись, клетки продолжают двигаться или расти уже в новом направлении.

До сих пор ученые считали, что для того, чтобы наладить связь, эфрину и Eph-рецептору нужно соприкоснуться. Однако недавно выяснилось, что прямой контакт необязателен: и эфрины, и рецепторы иногда обнаруживаются в везикулах-экзосомах — крошечных каплях жира, путешествующих между клетками и переносящих внутри важные для клеточного обмена информацией вещества.

Чтобы выяснить, как эфрины и Eph-рецепторы используют этот способ «удаленной связи», нейробиологи поставили сложный эксперимент. Они выделили экзосомы, «запущенные» разными клетками, в т. ч. нейронами, и проанализировали их содержимое. В числе прочих рецепторов внутри оказались и эфрины и Eph-рецепторы, причем экзосома сохраняла их, а не выбрасывала как отходы. Рецепторы в экзосомах связывались с эфринами на поверхности растущих нейронов и, образуя комплекс, направляли рост клетки.

Ценность этого открытия заключается в потенциальной возможности управлять ростом клеток без непосредственного контакта. Эфрины и Eph-рецепторы работают в том числе на поверхности раковых клеток; ученые считают, что с помощью передачи эфринов и их рецепторов на расстоянии в экзосомах можно будет останавливать рост раковых опухолей.