Озоновая дыра затягивается — и это точно из-за нас

Наконец-то! Хорошие новости о климате: озоновая дыра над Антарктидой начинает затягиваться. На этой неделе журнал Science опубликовал отчет, в котором сообщается о сужении озоновой дыры над Антарктидой на 4 миллиона квадратных километров — это больше, чем площадь Якутии.

Сьюзан Соломон, климатолог из Массачусетского технологического университета, считает, что по крайней мере половиной этого успеха мы обязаны веденному в 1987 году плану поэтапного отказа от использования в промышленности веществ, которые разрушают озоновый слой (Монреальский протокол).

Но выбросы хлорфторуглеродов никогда не были единственной причиной роста озоновой дыры. Молекулы озона разрушаются и под действием сульфат-ионов, попадающих в атмосферу в результате извержений вулканов. В 2015 году ученые зафиксировали рекордный диаметр озоновой дыры — но позже выяснилось, что это было временным следствием извержения южноамериканского вулкана, произошедшего за полгода до замера.

После таких повреждений озоновый слой восстанавливается довольно быстро. Чтобы установить, насколько сокращение дыры является следствием усилий человека, а насколько — результатом действия естественных факторов, климатологи создали 3D-модель озоновой дыры на основе собранных за годы наблюдений спутниковых данных о температуре, химическом составе атмосферы над полюсом. Модель показала, что отказ от хлорфторуглеродов действительно сформировал долговременный устойчивый тренд — сокращение дыры в диаметре.

Озоновая дыра — участок, где слой озона (O3), защищающий Землю от ультрафиолетового излучения Солнца, разрушается. Ультрафиолетовые лучи опасны для жизни на нашей планете: они канцерогенны и вызывают рост смертности морских животных и некоторых растений.

Несмотря на тенденцию к зарастанию, потребуется еще как минимум сорок лет, чтобы озоновая дыра затянулась полностью.