Молчащий ген мешает дружить

Эпигенетические изменения, которые заставляют гены «замолчать», влияют на то, как мы выстраиваем отношения с людьми.

Известно, что у многих млекопитающих существуют гены и физиологические механизмы, которые управляют способностью к социализации. Так, например, уже написано множество статей о том, что гормон окситоцин определяет очень многое в том, как ведут себя в группе люди, обезьяны и многие другие виды. Однако очень немногое известно о том, как влияет на социальное поведение людей ген, который кодирует белки, участвующие в синтезе и работе окситоцина.

Чтобы это выяснить, генетики из университета Джорджии, США, поставили эксперимент. Сначала у 120 участников эксперимента взяли пробы слюны для того, чтобы определить «качество» гена OXT.

Наличие гена в ДНК еще не гарантирует его нормальной работы. Гены подвержены эпигенетическим изменениям, которые влияют на их экспрессию. Например, если ген подвергается метилированию, то его основа — последовательность нуклеотидов — остается нормальной, но его экспрессия затруднена или совсем «выключена». Другими словами, метилирование заставляет ген замолчать.

Участников эксперимента проверили на степень метилирования гена OXT (необходимого для синтеза окситоцина), а затем провели множество тестов на способность к социализации, распознаванию эмоций других людей, а также пронаблюдали за работой их мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Чтобы определить способность распознавать эмоции, испытуемым показывали короткие видеоролики, на которых выражение лица человека из нейтрального становилось эмоциональным. Подопытные должны были нажать на кнопку, как только могли с уверенностью сказать, что выражает лицо на видео. Кроме этого испытуемые прошли множество других психологических тестов.

Люди с низкой степенью метилирования гена OXT оказались способны быстрее распознавать выражения лиц. Они так же чувствуют себя увереннее в отношениях с близкими, а их мозг активнее работал при выполнении заданий, связанных с взаимодействием с людьми.

Теперь ученые могут с уверенностью утверждать, что взаимосвязь между эпигенетическими модификациями гена OXT и способностью к социализации у людей существует.

Статья опубликована в журнале PNAS.