Эволюцию можно наблюдать в реальном времени

Калифорнийская синяя сойка – неприметная птичка, но именно в ней ученые смогли увидеть эволюцию в действии не в лаборатории, а в живой природе. Для того, чтобы закрепиться, изменениям генома не нужны тысячи лет – все происходит на наших глазах.

Сначала на голубых соек обратили внимание из-за редкой в животном мире модели поведения: выросшие птенцы не улетают жить своей жизнью, а остаются возле родительского гнезда, помогая вырастить новые поколения птенцов.

Такой образ жизни сделал их удобным объектом для исследования — за последние 25 лет анализ крови брался у каждой особи в исследованной популяции. Нэнси Чен из Калифорнийского университета расшифровала геном одной сойки — а потом сравнила с 3800 другими и отметила все различия. Получилось 15 000 участков, где последовательности генов расходились. Большая часть не имела значения для эволюции — в 67 наблюдалась эволюционная изменчивость, то есть один вариант передавался другим поколениям активнее, чем другой. Специалистов по эволюционной биологии давно озадачивал вопрос: почему в видах сохраняется генетическая многовариантность, если для каждого существует «наилучший» с эволюционной точки зрения вариант?

Теперь на этот вопрос, кажется, есть ответ: разные модификации одного и того же гена дают своим носителям преимущества в разные периоды жизни: так, одни мутации у соек повышали их выживаемость в возрасте от 11 до 90 дней, а другие влияли на фертильность. Предполагается, что разнообразие помогает популяции приспосабливаться к изменениям среды.

По материалу журнала Science.