«Застывшая во времени» галактика расскажет о юности вселенной

Недавно Алек Хиршхауэр (Alec Hirschauer) из Индианского университета в Блумингтоне, США, и его коллеги, исследуя небольшую галактику AGC 198691, которая находится в 30 миллионах световых лет от Земли, выяснили, что она выглядит как галактики вскоре после Большого взрыва. Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal.

Сразу после Большого взрыва во вселенной существовали только водород и гелий. Элементы тяжелее гелия (в астрономии их называют металлами) возникли уже после того, как родились первые звезды. Поэтому ученые используют содержание металлов как показатель возраста галактик.

Галактика AGC 198691 находится в созвездии Малого Льва, поэтому астрономы между собой называют ее «гномом Леончино». Три телескопа в разных частях Земли показали, что отношение содержания кислорода к содержанию водорода к ней — показатель металличности — ниже, чем у любого другого известного объекта, и примерно равна 2% металличности нашего Солнца. Эта галактика представляет собой «капсулу времени», хранящую картину того, как выглядела вселенная вскоре образования.

В то же время звезды в Леончино могли быть сформированы только относительно недавно. Это означает, что звезды рождаются в этой галактике крайне медленно — Леончино только сейчас начала использовать материю, образовавшуюся после Большого взрыва. Недавно мы писали о прямо противоположном явлении — сверхбыстром, по астрономическим меркам, образовании целых кластеров звезд. Ученые пока не знают, как объяснить такие медленные темпы развития некоторых галактик, хотя уверены, что ответ связан с их массой.