Две синицы могут по-разному выстраивать, например, свое общение с сородичами. В Оксфорде проводили эксперимент: сначала всю популяцию синиц снабдили датчиками, чтобы отслеживать, где и с кем они проводят время. Затем расставили кормушки — головоломки: чтобы открыть ее, синица должна была особым образом отодвинуть дверцу.
Выяснилось, что бывают малообщительные синицы, которые заводят мало «друзей»: там, где жили эти замкнутые особи, информация о том, как открывается кормушка, распространялась медленно. А вот в среде синиц-«тусовщиков» новости разлетались в рекордные сроки.
Желтой точкой обозначена социально активная синица, зеленой - малоактивная, красный цвет показывает процесс передачи информации. Elizabeth Pennisi
Элисон Белл провела десять лет, наблюдая за невзрачной рыбой колюшкой. Эти животные рождаются либо отчаянно смелыми, либо совершенными тихонями. То, что происходит в водоемах, населенных колюшкой, похоже на экстремальную версию компании подростков: активные экстраверты вытесняют забитых рыбок из компании — и те, не умея объединиться, остаются каждая сама по себе. В конце концов робкие колюшки погибают, не оставив потомства
А у пауков организация, связанная с чертами характера, настолько сложна, что ученые поневоле применяют к ним политологические термины. Соотношение активных, смелых и робких, но терпеливых пауков в отдельно взятой колонии формирует «групповой характер», индивидуальный для каждой паучьей колонии.
Выше по реке пассивные и покладистые пауки делали все возможное, чтобы извлечь максимум из своих ограниченных ресурсов: бесконечно плели паутину. «В этом случае мы наблюдали общество пацифистов и эгалитаристов, — комментирует автор исследования профессор Прютт, — В каждом случае нужный баланс агрессии и пацифизма помогал выживанию колонии в целом».