Метеориты не принесли из космоса жизнь, однако возможно, что они «вскипятили воду» для протобульона, в котором зародились первые микроорганизмы.

Don Davis
Метеориты могли созлдать условия для развития жизни на Земле
Вид на кратер Садбери со спутника

Если раньше ученые считали, что первые органические молекулы, такие как глицин, были принесены из космоса, то новая гипотеза заключается в том, что метеориты могли создать на нашей планете условия для образования первых углеродных цепочек и более сложных соединений, из которых затем развились первые живые существа.

Падение метеорита Садбери Mark Ryan
Кратер находится в провинции Онтарио, Канада

Команда геохимиков из Тринити-колледжа, Дублин, исследовала второй по величине ударный кратер Земли, Садбери (Онтарио, Канада). Его возраст — почти 2 миллиарда лет; за это время геологические процессы сильно изменили его облик и вытолкнули древние слои на поверхность. «Для геолога это все равно что путешествие во времени», — говорит профессор Камбер, руководитель исследования.

Команда геофизиков из Ирландии Trinity College Dublin
Полевые работы в Канаде

Первое время кратер работал как чайник с нагревательным элементом на дне: нижнюю часть его составляли горячие породы. Вода, заполнявшая «чайник», обусловила реакции, в результате которых выпадали осадки. Эта геотермальная активность, по версии ученых, и обусловила появление в кратере первых органических соединений.

Углеродосодержащие горные породы Mark Jirsa, Minnesota Geological Survey
Древнее дно кратера
Практически все камни внутри кратера черного цвета благодаря содержанию углерода. Ранее скопления углерода объяснялись намыванием извне, однако исследование Камбера позволило сделать вывод о том, что настоящая причина — микроорганизмы, населявшие бассейн кратера. Они же ответственны за истощение тех соединений, которые предположительно служили им пищей, таких как остатки серной кислоты, а так же молибденсодержащих соединений. «Совершенно очевидно, что бассейн кратера долгое время не имел выхода в открытый океан, а значит, все эти геохимические особенности являются свидетельством существования в нем живых организмов».

Исследование опубликовано в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.