Карта мозга: где именно содержится наш словарный запас

Учёные из Калифорнийского университета в Беркли (США) составили семантический атлас головного мозга, показав, в каких его областях хранятся и как группируются слова.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

С помощью магнитно-резонансной томографии исследователи регистрировали у семи добровольцев активность головного мозга, пока они в течение двух часов прослушивали радиопередачи с закрытыми глазами. За это время они успевали выслушать 15 историй, в которых содержалось около 25 тысяч слов, три тысячи из которых были уникальными. Учёные фиксировали реакцию нейронов коры головного мозга на каждое из 985 самых распространённых в английском языке слов и на основе полученных данных составили семантический атлас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В атласе оказались задействованы обширные области коры, покрывающие более трети обоих полушарий. Некоторые детали расположения семантических полей у добровольцев незначительно отличались, но общие черты у всех были одинаковы. Слова в семантических полях сгруппированы по смыслам, к примеру, одна и та же область хранит такие близкие по значению слова, как «рука», «нога» или «голова». Атлас показывает, что важные и эмоциональные понятия локализованы в угловой извилине позади теменной доли, а, например, числа — в предцентральной борозде.

Таким образом, эксперимент показал, что в коре головного мозга существуют области, активно реагирующие на семантические, связанные со смыслом слов, задачи. Отдельные области связаны с распознаванием абстрактных понятий, глаголов действия и различных тематических групп, причём расположение семантических полей по различным областям вполне соотносится с функцией этих областей. Визуальные понятия, такие как цвета, локализованы поблизости от зрительной коры, а слова, имеющие альтернативные значения, могут храниться сразу в нескольких полях.

Нажми и смотри